Специфика градуалистской модели - страница 2


Специфика политики внешней открытости состояла в том, что она с самого начала была направлена на привлечение прямых иностранных инвестиций. Ее последовательное и глубоко продуманное проведение позволило успешно решить проблему дефицита инвестиционных средств путем привлечения в огромных масштабах иностранного капитала, за счет которого создавалось высокотехнологичное наукоемкое современное производство в таких ведущих отраслях народного хозяйства, как энергетика, машиностроение, приборостроение, производство ЭВМ, средств связи, оборудования для нефтедобычи, медицинского оборудования, оборудования для развития легкой, пищевой и фармацевтической промышленности.

Создание всякого рода экономических зон способствовало быстрому развитию рыночных отношений, которые в первую очередь и обеспечивали высокие темпы экономического роста. Немаловажное значение имеет и их чрезвычайно высокий демонстрационный эффект. К тому же после воссоединения с Гонконгом более половины прямых иностранных инвестиций оказались внутренними.

Оздоровление инвестиционного климата — в значительной мере благодаря экономическому зонированию — способствовало признанию КНР «территорией, благоприятной для международного инвестирования». На долю КНР приходится ныне более 20% инвестиций в развивающиеся страны, каковым статусом она обладает.

Одновременно с аграрной реформой началась реформа государственного сектора, но протекает она более медленно и с меньшим эффектом. Здесь широко апробируются многообразные формы хозяйствования. Цель их внедрения — преодоление жесткого централизованного государственного регулирования производства, снабжения и сбыта готовой продукции.

Ныне практикуется создание двух видов компаний на базе государственных предприятий в целях создания конкурентоспособных на мировых рынках конгломератов. За государством остаются такие функции, как назначение руководства, поглощение слабых предприятий сильными, формирование направлений НИОКР, предоставление всякого рода экономических преференций.

Государство, оставаясь собственником имущества предприятия, созданного за счет бюджетных инвестиций, освобождается от материальной ответственности за деятельность предприятия. Активизируется кредитная политика государства, направленная на замену безвозвратного бюджетного финансирования кредитами.

Вместе с тем переход на корпоративную форму означает освобождение корпорации от вмешательства административных органов в текущую деятельность государственных предприятий, обладающих статусом юридического лица, в качестве такового осуществляющего покрытие убытков за счет займов под залог имущества, продажу части акций для покрытия убытков, объявление банкротства; предприятие несет ответственность перед государством-собственником за своевременную уплату налогов и выплату дивидендов по акциям. Государственный пай при этом может быть разным в зависимости от размера имущества, сформированного за счет государственных инвестиций.

К настоящему времени разработана программа реформы государственного сектора на период до 2010 г., направленная на повышение деятельности государственных предприятий, едва ли не половина из которых остаются убыточными. Это было признано национальным бедствием, а потому и реформирование государственного сектора рассматривается как «штурм хорошо вооруженной крепости», по выражению Чжу Жунцзи — одного из последних премьер-министров КНР, а ныне члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Государственные предприятия мыслится оставить лишь в ключевых отраслях, что вполне соответствует природе современной рыночной экономики.

В ходе осуществления реформы КНР достигла выдающихся успехов. Так, соотношение форм собственности изменилось в пользу негосударственных форм; преобразована планово-распределительная система; прямое административно-командное регулирование уступило место косвенному с преобладанием экономических методов воздействия; с 1994 г. введена конвертируемость национальной валюты; заложен механизм устойчивого экономического роста; среднегодовой прирост доходов городского населения составил 6,5%, сельского — 8,2%, сбережения населения выросли в 106 раз при среднегодовом росте заработной платы в 33,5%; с 1.05. 1995 г. введена 40-часовая рабочая неделя. Ныне КНР наряду с дешевыми товарами широкого потребления в нарастающих масштабах экспортирует высокотехнологичную продукцию.

Примечательно, что Китаю на протяжении всех лет реформирования удается успешно выполнять трехэтапный план социально-экономического развития, рассчитанный до середины XXI века, в соответствии с которым на первом этапе, то есть до середины 90-х годов, достигнуто удвоение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства и обеспечение населения страны продовольствием и одеждой, на втором, а это к 2000 году, - утроение ВВП и становление общества «среднего достатка», к середине века мыслится достигнуть уровня среднеразвитых стран по душевому ВВП и завершить в основном модернизацию народного хозяйства.

Новая страница в реформировании китайской экономики была открыта последним, XVI съездом КПК, состоявшимся 8—14 ноября 2002 г. Особую актуальность приобрела концепция «сяокан», в порядке ускоренной реализации которой конкретизируется задача построения к 2020 г. общества «среднего достатка». Такой формулировкой в какой-то мере затушевывается идеологическая нагрузка на процесс реформирования, что соответствует снижению популярности социалистических и коммунистических лозунгов в массовом общественном сознании.

Достижение поставленной цели предполагает увеличение к 2020 г. ВВП КНР в 4 раза и на этой основе доведение его душевого уровня до 3000—3500 долл. Факторы такого экономического роста усматриваются лидерами КПК в интенсификации производства на основе использования современной технологии, в урбанизации аграрной экономики, в государственном стимулировании развития отсталых западных районов, в дальнейшем реформировании государственных предприятий и развитии частного предпринимательства, в повышении эффективности макроэкономического регулирования на основе признания ведущей роли рынка, в проведении рыночной реформы социальной сферы, в дальнейшей интеграции китайской экономики в мировую, используя открывшиеся возможности в связи с вступлением в ВТО, в обеспечении максимально возможной занятости.

Партийным съездом предусмотрено ускорение процесса разгосударствления экономики, в связи с чем КНР приступает к размещению акций своих предприятий на мировых фондовых рынках. Их общий объем продаж к концу года составит 15 млрд. долл. В собственности государства предполагается оставить «очень немногие объекты», то есть только стратегически важные.

По существу, речь идет о приватизации «по-китайски», фактически начавшейся с 1992 г. при ее официальном неприятии. За прошедшие годы общая стоимость проданных государственных активов составила 63 млрд. долл. Новый этап приватизации обеспечивает врастание китайской экономики в цивилизованный финансовый рынок. Тем самым делается еще один крупный шаг на пути превращения китайской экономики в рыночную.

Высокими остаются среднегодовые темпы роста ВВП. Они планируются на уровне не менее 7%, то есть очень высокие для страны с годовым ВВП более 1 трлн. долл., хотя это и ниже, чем 9,4% его среднегодового прироста за период с 1979 по 2001 гг. и 9,1% — за 2003 г. Экономический рост обеспечивается прежде всего огромным притоком в страну прямых иностранных инвестиций, общий объем которых за 1979—2001 гг. составил 400 млрд. долл., в том числе 47 млрд. - за 2001 год, более 52 — за 2002.

Таким образом китайские реформаторы не только не допустили спада в экономике, но и обеспечили непрерывный экономический рост четко выраженной социальной направленности. Опыт этот уникален и не подлежит тиражированию даже в постсоциалистических странах, так как порожден сугубо национальными обстоятельствами. Среди них такие, как особенности предшествовавшего социалистического развития, порожденные авантюристической политикой «больших скачков» и народных коммун. Ее проведением, а не природой социализма как такового и объяснялось происхождение постигших страну неудач.

Поэтому не было оснований для отказа от социализма, тем более в стране массовой нищеты, а следовательно, и от социалистической идеологии и лозунгов. Тем самым гарантировалась социальная и политическая стабильность, чем и обеспечивалась привлекательность китайской экономики в глазах внешних инвесторов. Вместе с тем была коренным образом пересмотрена концепция научного социализма и сформирована, по существу, новая, не только позволявшая, но предполагавшая широкое развитие рыночных отношений наряду с сохранением государственной собственности.

Глубокому реформированию подверглась и государственная собственность в целях коммерциализации деятельности государственных предприятий, хотя именно в этой области успехи оказались наименьшими. Преобразованию прежде всего подверглись аграрные отношения, что весьма логично. Как известно, именно сельское хозяйство является исторически и логически исходной сферой экономической деятельности, именно им обеспечивается национальная продовольственная безопасность страны, оно играет огромную роль в достижении цели всякой экономической деятельности.

Не менее важно и то, что аграрные преобразования открыли двери для вхождения в рынок 70% китайского населения. Примечательно, что по мере все более полного насыщения первичных потребностей, повышения уровня реальных доходов постепенно утрачивается привлекательность социалистических и коммунистических лозунгов.

Это и позволило последнему партийному съезду уйти от чрезмерной идеологизации в формулировке цели, состоящей, как уже отмечалось, в построении к 2020 г. общества «среднего достатка» и даже, страшно сказать, в разрешении вступать в КПК «передовым элементам из других слоев населения», то есть не только рабочим, крестьянам, военнослужащим, интеллигентам, как это было до XIV съезда.

Подводя итоги, можно отметить следующие особенности китайской реформы:

Итак, базовые модели реформирования имеют существенные различия с точки зрения способов, методов, последовательности и темпов осуществления рыночных преобразований, что обусловлено различием теоретического подхода к их обоснованию. В свою очередь, это объясняется тем, что в КНР причина негативных последствий социалистического развития связывалась с неоправданным экспериментированием в годы правления Мао Цзедуна.

Принципиально иная ситуация сложилась в СССР. Разрушительные последствия 75 лет социалистического развития — и при этом без существенных отступлений от теоретических постулатов концепции научного социализма — были таковы, что никаких иллюзий относительно социализма практически уже никто не питал. Отчаянная попытка его «очеловечивания», предпринятая в годы перестройки, не удалась.

Однако парадокс реформирования и в постсоциалистических странах, и в КНР состоит в том, что не только исходный пункт движения, но и итог преобразований оказывается тождественным: во всех этих странах формируется современная модель рыночной экономики способами и методами, адекватными национальным особенностям каждой из этих стран.

Таким образом при всем различии базовых моделей их объединяет то обстоятельство, что единым оказывается не только исходный пункт преобразований, но, по существу, и конечный. Но в силу объективных обстоятельств, как они сложились к началу преобразований в постсоциалистических странах и КНР, достигается это различным путем. И в этом смысле модели не взаимозаменяемы.

Страницы: [1] [2]