Специфика градуалистской модели


Модель реформирования экономики КНР была разработана китайскими учеными на основе обобщения мирового экономического развития стран Запада и социалистических стран. В основу был положен присущий компаративистике как науке метод сравнительного анализа противоположных экономических систем в целях заимствования наиболее эффективных форм хозяйствования, соответствующих условиям национальной экономики, позволяющих вследствие такого соответствия получать наибольший экономический и социальный эффект в своей стране в процессе преобразований.

Использование данной модели позволило не только предотвратить кризисные явления в связи со сменой советской модели социализма на «социализм с китайской спецификой», трактуемый как социалистическое плановое рыночное хозяйство, но и добиться выдающихся экономических успехов и уж тем более избежать крупных социальных потрясений.

Решающее значение имело, во-первых, сохранение социализма как системы отношений общенародной, то есть государственной собственности, во-вторых — смена модели социализма, снявшая препятствия для формирования отношений негосударственной, собственности во всем их многообразии. Китайскими учеными социализм трактуется как высшая стадия развития рыночной экономики. А это означает по существу полный отказ от марксистской модели социализма.

Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс трактовали социализм как систему отношений общественной, общенародной собственности, материальной основой становления которой признавали индустриальный этап развития производительных сил в пору его зрелости. И совершенно открытым текстом они говорили о несовместимости этих отношений с рыночными, товарно-денежными. Отказ от марксистского толкования социализма позволил китайским ученым разработать и успешно использовать наиболее бесконфликтный способ преобразования социалистической экономики в национальную разновидность по существу современной модели смешанной рыночной экономики.

Таким образом, китайские реформаторы и от социализма не отказались, коль скоро социалистические идеи не были изжиты в массовом общественном сознании к началу преобразований, и вместе с тем создали благоприятные условия для стремительного становления в стране рыночных отношений, совместив тем самым несовместимое с точки зрения концепции научного социализма. Началась длительная эпоха мирного сосуществования отношений государственной и негосударственных форм собственности, в ходе которого складывается их оптимальное по критериям смешанной рыночной экономики соотношение, изменяющееся по мере внедрения достижений НТП.

Концепция преобразований была разработана на рубеже 70—80-х годов под руководством выдающегося политического деятеля и ученого Дэн Сяопина (1904—1997). В ней дано четкое обоснование содержания и последовательности этих преобразований, их институционального оформления. Было достигнуто своевременное правовое обеспечение реформы. Критерием ее успешности был провозглашен устойчивый экономический рост, направленный на повышение жизненного уровня населения.

Проведение реформы сопровождалось разъяснительной работой среди широких масс населения, что позволило сформировать позитивное отношение к ней и обеспечить социальный мир на протяжении всех лет преобразований. Необходимость реформы обосновывалась тяжелым наследием предшествующего развития, принявшего наиболее уродливые формы в годы «больших скачков», народных коммун и последующей «культурной революции». В результате всех этих экспериментов экономика оказалась в катастрофическом положении.

Преодолению подлежали унаследованные макроэкономическая несбалансированность, низкая эффективность социалистического производства, острый дефицит товаров и услуг, чрезвычайно низкий жизненный уровень населения, крайняя бюрократизация административно-командного аппарата. В связи с этим и требовалось «немедленное лечение», методы которого разрабатываются китайской экономической наукой на протяжении всех лет реформы применительно к каждому данному этапу развития при целевой установке на построение социалистического планового рыночного хозяйства.

Обоснование преобразований, «подобных революции», велось по целому ряду направлений. Прежде всего, была разработана и реализуется на практике концепция многосистемной структуры собственности, включающей наряду с государственной и коллективной индивидуальную частную и смешанную формы, признаны достоинства акционерной собственности. Содержание государственной собственности как экономической категории конкретизировано на основе концепции четырех прав: права собственности, права владения, права распоряжения и права пользования.

Таким разграничением в теории и на практике прав собственности и прав хозяйствования, то есть прав владения, прав распоряжения и прав пользования, устраняется чрезмерная централизация управления, а вместе с ней и сугубо административные методы хозяйствования, расширяется хозяйственная самостоятельность государственных предприятий, внедряются экономические методы государственного регулирования.

Слабая мотивация к эффективному труду на предприятиях государственной собственности преодолевается путем внедрения новых форм хозяйствования, как то: хозяйственный подряд, аренда, кооперирование, акционирование — каждая из которых имеет множество разновидностей в зависимости от того, какие конкретно экономические проблемы решаются на том или ином этапе.

Большое внимание уделено и обоснованию перестройки системы планирования. Были разграничены понятия директивного и направляющего планирования и рыночного регулирования. Приоритет отдан направляющему планированию, суть которого состоит в использовании законов рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкурентной борьбы) в процессе планирования.

Обоснован тезис о социалистической экономике как социалистической товарной экономике, где социализм трактуется как высший этап развития рыночной экономики, что принципиально отлично как от концепции советских ученых об использовании ТДО при социализме, так и от югославской модели рыночного социализма.

Осуществлен синтез «системы планирования китайского типа» и «социалистической товарной экономики», в рамках которого обосновано органическое сочетание плана и рынка как единого регулятора, суть которого в том, что государство регулирует рынок, а рынок ориентирует деятельность предприятия. Концепция «социалистической товарной экономики» как социализма с «китайской спецификой» в 80-е годы трансформируется в более зрелую концепцию «социалистического рыночного планового хозяйства», принятую XIV съездом КПК (1992).

В рамках данной концепции был разработан вопрос о социалистической конкуренции, исследование которого велось в следующих направлениях:

На основе решения этих вопросов был принят «Закон о банкротстве» (1986) как гарант конкурентной борьбы, направленной против бесхозяйственности и нерадивости. На рубеже 80—90-х годов реформа была приостановлена вследствие перегрева экономики и последовавшей инфляции, успешно преодоленной в течение трех лет. С возобновлением преобразований этот закон получил широкое практическое использование начиная с 1994 г.

Обоснован тезис о внешней открытости китайской экономики, что явилось теоретической базой политики экономического зонирования. Ее проведением решалась проблема либерализации внешнеэкономической деятельности, в КНР направленной на широкое привлечение прямых иностранных инвестиций путем формирования следующих моделей зон территориальной открытости:

Наиболее открытый режим установлен в СЭЗ и зонах свободной торговли. Наряду с зонами создаются открытые территории и города, широкое развитие получила практика создания смешанных предприятий с участием иностранного капитала не менее 25%.

На протяжении всех лет преобразований научные исследования в области экономики носили сугубо прикладной характер и были подчинены достижению следующих результатов:

В рамках выработанной стратегии экономического развития вопрос о соотношении реформы, развития и роста благосостояния весьма успешно решался в пользу их синхронизации. Признано было недопустимым ускорение реформы за счет снижения жизненного уровня населения.

Так, обострение социально-экономической ситуации в стране в конце 80-х годов, обусловленное перегревом экономики в связи с чрезмерным ростом промышленного производства, вследствие чего инфляция за 1989 г. составила 19%, привело к приостановке реформы. Последовала трехлетняя пауза, в течение которой акцент был поставлен на антиинфляционную политику, весьма успешно проведенную, что и было отмечено специальным призом МВФ.

Реформа в КНР началась в конце 1978 г., когда ЦК КПК было принято решение о проведении преобразований экономического и политического характера, «подобных революции».

Она в исходном пункте была направлена на преобразование всех сторон жизнедеятельности китайского общества, последовательно осуществляемое на протяжении всех лет путем перехода:

В соответствии с данными целевыми установками основные направления китайской реформы следующие:

Как уже отмечалось, реформирование все эти годы проводилось под социалистическими лозунгами, имея в виду, однако, модель социализма с «китайской спецификой», весьма существенно отличающуюся от советской.

Преобразование аграрных отношений осуществлялось путем роспуска народных коммун и превращения крестьянской семьи в первичную производственную ячейку, действующую на принципах подворного семейного подряда. Земля, оставаясь в государственной собственности, предоставляется в аренду, срок которой непрерывно увеличивался, вплоть до пожизненной аренды.

В первые же годы были существенно повышены государственные закупочные цены, ныне они устойчивы, но крестьяне получили свободу выбора рынка сбыта своей продукции. Деколлективизация сельского хозяйства создала предпосылки для формирования рыночных отношений в данной отрасли хозяйства, где занято около 70% населения. Экономический эффект аграрных преобразований был огромным: мотивация к труду возросла настолько, что даже при сохранении прежней технико-технологической оснащенности китайские крестьяне оказались мировыми лидерами по темпам роста производительности труда.

Как оказалось, навыки к самостоятельному хозяйствованию за 30 лет не были утрачены, сохранились традиции крестьянского труда. В результате уже к середине 80-х годов сельскохозяйственное производство удвоилось, а к настоящему времени увеличилось в 4 раза. Потребности в продукции сельского хозяйства удовлетворяются полностью за счет собственного производства.

Страницы: [1] [2]