Структурная диверсификация народного хозяйства — основа экономического роста - страница 2


Вместе с тем в условиях необходимости коренного изменения структуры народного хозяйства неизбежным оказывается дифференцированный подход государства к созданию более благоприятных условий для ускоренного развития наиболее перспективных отраслей и предприятий. В свою очередь это актуализирует решение государством чрезвычайно сложной и ответственной проблемы всестороннего экономического обоснования таковых в качестве приоритетных не только в теории, но и на практике.

А здесь перед макроэкономическим субъектом возникают такие сложности, как ограниченность финансовых ресурсов, давление лоббистских группировок, равно как и государств-импортеров. Преодоление сырьевой ориентации российской экономики невозможно без изменения сложившегося соотношения в присвоении природной ренты. Так, во всех странах сверхприбыль у нефтяных компаний изымается в соотношении 20:80 в пользу государства, в России и поныне — 50:50. При всей очевидной несостоятельности такого дележа изменить ситуацию в силу мощного давления лоббистских группировок так и не удалось.

Отметим еще один важный аспект проблемы приоритетов в ходе диверсификации экономики. С одной стороны, государство не может не ориентироваться на более полное удовлетворение конечных потребностей в рамках индустриального развития и в этой связи на наращивание масштабов производства и удешевление продукции. Однако ориентация в долгосрочном периоде на современное постиндустриальное развитие превращает в приоритетный объект государственного воздействия высокотехнологичное наукоемкое производство.

В среднесрочном периоде механизмом стимулирующего воздействия на развитие несырьевого производства является совершенствование налоговой и таможенной системы изъятия природной ренты, создание эффективной системы поддержки экспорта, малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства. Так, обеспечению стабильности доходов от экспорта способствуют такие меры, как введение системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности, формирование системы гарантирования экспортных кредитов под долгосрочные экспортные контракты, расширение практики предоставления связанных кредитов прежде всего странам СНГ.

Особую роль в диверсификации народного хозяйства может сыграть малый и средний бизнес в силу присущих ему таких специфических свойств, как обладание предпринимательской инициативой, инновационным потенциалом, готовность к риску, мобильность в принятии и реализации решений, непосредственный контакт с потребителем и пр.

Повышению эффекта частнопредпринимательской деятельности способствует решение государством таких острых проблем, как упрощение налогового учета и отчетности, внедрение упрощенной системы налогообложения среднего бизнеса по типу малого, обеспечение доступа малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, их предназначенных для продажи и передачи в аренду, статуса, состояния, цен, равно как и упрощение процедуры оформления прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также операций с собственностью, используемой в предпринимательских целях.

Диверсификация народного хозяйства предполагает оздоровление сельскохозяйственного производства, находящегося в чрезвычайно сложной ситуации. Это тем более важно, что именно данной отраслью обеспечивается национальная продовольственная безопасность страны. Ее возрождение осуществляется путем создания благоприятных условий для развития рыночных отношений на селе, повышения на этой основе конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, вытеснения ею импорта и наращивания собственного экспортного потенциала.

Развитие таких отношений связано с разработкой и реализацией земельного законодательства, с завершением приватизации в АПК в целях сокращения количества государственных предприятий и организаций в нем, со снятием ограничений на вертикальную интеграцию в аграрном секторе при одновременном усилении антимонопольного контроля в целях предотвращения чрезмерной концентрации на рынке и подавления малого и среднего бизнеса, преобладающего в сельской местности.

Преобразование аграрных отношений в рыночные предполагает формирование рыночных институтов и инфраструктуры, как то: биржа, система складских расписок, страхование рисков в сельскохозяйственном производстве и пр. Совершенствование единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения) способствует снижению налоговой нагрузки на сельскохозяйственных производителей.

Становление рыночных отношений способствует наращиванию экспортного потенциала, что в свою очередь требует устранения административных и рыночных барьеров в торговле, разработки системы сертификации сельскохозяйственной продукции на уровне международных требований, завершения аккредитации сертификационных организаций за рубежом, усовершенствования нормативно-правового механизма контроля безопасности и регулирования качества продукции. Все это позволит снижать транзакционные издержки, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции.

Становление в процессе реструктуризации народного хозяйства постиндустриальной экономики, то есть экономики, основанной на знаниях, может быть достигнуто лишь в долгосрочном периоде путем обеспечения высокого уровня образования, создания эффективной инновационной системы, включающей крупные научно- исследовательские центры и университеты, путем приоритетного развития информационного сектора и пр. Основы такой экономики закладываются уже сейчас, в краткосрочном периоде. И здесь первостепенное значение имеет деятельность государства по стимулированию венчурного финансирования.

Это тем более необходимо ввиду слабого присутствия российского капитала в венчурной индустрии, низкой ликвидности венчурных инвестиций в силу неразвитости фондового рынка, слабости стимулов для притока прямых иностранных инвестиций, несовершенства нормативно-правового регулирования венчурного инвестирования. И в этой связи весьма настоятельно принятие закона о создании особых экономических зон, вовлечение таких институциональных инвесторов, как страховые компании и пенсионные фонды, в инвестирование венчурных проектов, укрепление нормативной базы, регулирующей деятельность институтов венчурного инвестирования.

Весьма важным фактором становления постиндустриальной экономики является всеобщее распространение новейшей техники и технологии, в советский период в силу ранее рассмотренных причин традиционно сосредоточенной в отраслях ВПК. Однако механизм взаимного обмена передовой технологией между приходящим на смену ВПК ОПК (оборонно-промышленный комплекс) и гражданским комплексом не сложился и поныне. Наиболее удачной в этом плане является частичная интеграция государственных оборонных предприятий и негосударственных предприятий, производящих продукцию гражданского назначения, сложившаяся в авиа- и кораблестроении.

Объединение интеллектуальных и финансовых ресурсов для разработки совместных проектов дает возможность получать наибольший эффект при наименьших затратах, выравнивая при этом уровень технико-технологической оснащенности оборонных и гражданских предприятий. Однако расширение такого совместного сотрудничества требует более совершенного законодательства о защите прав интеллектуальной собственности, носителями которой выступают оборонные предприятия и научные организации.

Реструктуризация российской экономики предполагает создание развитой производственной инфраструктуры рыночного сектора как важнейшей составной части народнохозяйственной структуры тем более, что ее отрасли были крайне слабо развиты в советский период. Между тем инфраструктура позволяет снижать транзакционные издержки, повышать инвестиционную привлекательность экономики, преодолевать ее преимущественно сырьевую ориентацию.

Для превращения инфраструктуры в привлекательную сферу приложения частных инвестиций необходимо содействие макроэкономического субъекта, по крайней мере в следующих направлениях: укрепление законодательства в области продажи, аренды, залога земли, что будет способствовать активизации рынка жилищного и коммерческого строительства, расширение сектора коммуникаций и информационных технологий, либерализация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, ускорение реформирования естественных монополий, что приведет к снижению тарифов на их продукцию, обеспечит свободный доступ к продукции и услугам монополистов, расширение возможностей получения концессий на земельные участки для дорожного строительства, для возведения объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Диверсификация экономики как крупномасштабная проблема, требующая огромных долгосрочных инвестиций, может быть осуществлена в течение длительного периода времени. Успешная инвестиционная деятельность экономических субъектов, направленная на формирование принципиально иной структуры народного хозяйства, возможна при наличии ряда благоприятных макроэкономических условий, к числу которых можно отнести по крайней мере следующие: стабильность и сбалансированность государственного бюджета, что возможно при ослаблении зависимости от мировых цен на энергоресурсы, невысокий уровень инфляции, стабильный курс рубля, что является фактором ослабления валютного риска для иностранных институциональных инвесторов, прозрачная и долгосрочная тарифная политика в сфере естественных монополий в процессе их реформирования, постепенное неинфляционное повышение коэффициента монетизации ВВП, и поныне остающегося низким по меркам стран с рыночной экономикой.

Итак, на современном этапе рыночной трансформации российской экономики наиболее актуальной и сложной проблемой выступает ускоренная диверсификация народного хозяйства, направленная на формирование сбалансированной по рыночным критериям национальной экономики, ориентированной на постиндустриальное развитие.

В свою очередь это предполагает преодоление структурно-технологической несбалансированности, увеличение удельного веса отраслей, производящих конечную продукцию в облике инвестиционных и потребительских товаров, опережающий рост сферы услуг и отраслей новой экономики, массовый переход к новейшим технологическим укладам, а тем самым — и преодоление унаследованной от прошлого технологической многоукладности, увеличение доли инвестиций в ВВП, а в них — инновационной составляющей, активное развитие малого и среднего предпринимательства, венчурного производства.

Ориентиром может стать структура промышленного производства развитых стран, в которой обрабатывающая промышленность составляет ныне почти 90%, а в ней доля машиностроения — более 45%. Для обеспечения устойчивого экономического роста социальной направленности альтернативы такой реструктуризации не существует, без нее невозможно возрождение национальной экономики, восстановление статуса великой не только по масштабам военной мощи державы, как это было в советский период.

Страницы: [1] [2]