Функции государства в плановой экономике


Роль государства в социалистической экономике уникальна. Как и в современной модели рыночной экономики, государство выступает здесь не только политическим институтом, но и макроэкономическим субъектом. Но только в социалистическом обществе государство в качестве макроэкономического субъекта обладает абсолютной властью, практически полностью определяя все аспекты деятельности микроэкономических субъектов.

Это объясняется тем, что общенародная собственность в юридическом оформлении имела статус государственной. Вследствие этого государство выступало от имени общества единственным субъектом данной формы собственности и выполняло в качестве такового соответствующие функции.

Прямо и непосредственно эти функции возлагались на номенклатуру, происхождение которой связано с природой общенародной собственности как одной из форм ассоциированной. По мере возрастания масштабов совместного присвоения в процессе обобществления производства, по мере усложнения в связи с этим управленческого труда происходит отделение собственности от управления.

Такое отделение тем более присуще общенародной собственности, коль скоро она предстает крайней, высшей формой совместного присвоения средств производства. Однако порождаемое общенародной собственностью обособление управленческого труда от прочих видов трудовой деятельности, а соответственно — появление особого управленческого слоя имеет ту специфику, что представители этого слоя не лишаются в условиях общенародного присвоения всеобщего, то есть присущего каждому члену общества, социального статуса сособственника средств производства.

В социалистической экономике этот слой получил особое название номенклатуры. Последняя фактически полностью монополизировала функции управления на всех уровнях хозяйствования. Именно в номенклатуре персонифицировалась монополия социалистического государства на управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Этот слой был чрезвычайно иерархичным по месту в системе партийно-государственного управления, начиная от низового уровня до высшего, и соответственно — по масштабам вознаграждения за труд. Господствующее положение коммунистической партии как правящей обеспечивало соответствующее положение партийной номенклатуры.

Совершенно особое место в системе государственных институтов заняли карательные органы, на которые была возложена важнейшая функция гаранта внутренней стабильности системы.

Функционирование системы социализма регулировалось экономической политикой, теоретическим обоснованием которой являлась марксистско-ленинская экономическая наука. Усилиями этой науки было обосновано учение об общих и специфических экономических законах как законах общенародного присвоения. С ориентацией на эти законы и разрабатывались правящей партией директивы, неукоснительное проведение которых в жизнь обеспечивалось жесткой дифференциацией не только меры денежного вознаграждения управленческого труда, но и набора привилегий, предоставляемых в натуральной форме.

Тем самым деятельностью номенклатуры как управленческого слоя достигалось воспроизводство господствующего положения правящей партии, сохранение и укрепление социализма как господствующей системы экономических отношений.

Государственное око было вездесущим. Была создана функционально многообразная система государственных институтов, посредством которых государство регулировало все стороны жизнедеятельности общества, включая важнейшую — экономическую. Социалистическая экономика развивалась на основе централизованных народно-хозяйственных директивных планов, разрабатывавшихся выстроенными по вертикали государственными плановыми институтами в соответствии с директивами партийных съездов.

Их беспрекословным выполнением сохранялась незыблемой социалистическая природа национальной экономики, обеспечивалось расширенное воспроизводство отношений государственной собственности, достигаемое преимущественным ростом средств производства как материального субстрата этих отношений, формировался единый народно-хозяйственный комплекс. В процессе их выполнения осуществлялся всесторонний контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, не оставлявший места для принятия самостоятельных решений, выходящих за пределы партийных директив.

Важнейшей функцией государства являлось наращивание посредством народно-хозяйственного планирования военной и экономической мощи социализма, что обеспечивалось формированием макроэкономической структуры, в основу которой закладывались принципы укрепления позиций социализма не только внутри страны, внутри мировой социалистической системы, но и в мировом экономическом и политическом пространстве в целом, вследствие чего советская экономика оказалась глубоко милитаризованной.

Значимость внешних факторов, воздействовавших на структуру народного хозяйства, определялась прежде всего тем, что социализм первоначально возник в одной стране, а потому оказался в качестве «инородного тела» в мировом экономическом и политическом пространстве, уже вследствие этого подлежавшего отторжению, чем и порождалась опасность нападения извне. Это обстоятельство требовало огромных усилий по укреплению обороноспособности страны на протяжении всей истории страны.

Необходимость наращивания военной мощи усугублялась и тем, что советские лидеры на протяжении всей истории социализма пытались переломить столь неблагоприятную ситуацию реализацией идеи мировой революции отнюдь не только политическими и идеологическими методами борьбы. Под воздействием обоих этих факторов доминирующее место в макроструктуре прочно занял ВПК. К тому же этот комплекс, фактически поставленный в условия внешней конкуренции, сосредоточил в себе едва ли не полностью высокотехнологичное наукоемкое производство.

В нем была задействована большая часть производственных ресурсов, сконцентрирована большая часть высококвалифицированной рабочей силы. Его обслуживали девять отраслевых министерств, практически вся фундаментальная и прикладная наука так или иначе работала на этот комплекс. Социалистическая индустриализация с первых и до последних лет советской власти была направлена на милитаризацию советской экономики, что крайне истощало последнюю.

Весьма специфичными были и внутренние факторы, под воздействием которых правящая номенклатура формировала структуру народного хозяйства. Назовем основные из них. Укрепление экономического фундамента социализма связывалось, во-первых, с необходимостью подведения адекватной материально-технической базы под «самые прогрессивные производственные отношения», каковой рассматривалась индустриализация, во-вторых — с необходимостью наращивания в процессе её осуществления средств производства как материальной основы отношений государственной собственности, как объектов общенародного присвоения.

Чрезвычайно важным фактором, предопределявшим приоритетное развитие отраслей тяжелой промышленности, являлась необходимость обеспечивать всеобщую гарантированную занятость. Наконец, объективным фактором, обусловливавшим приоритетное развитие отраслей тяжелой промышленности, было преобладание экстенсивного экономического роста как наиболее зримой формы проявления несовместимости социализма с НТП.

Под воздействием всех этих объективных обстоятельств осуществлялся процесс социалистической индустриализации. Посредством механизма народно-хозяйственного планирования номенклатурой была сформирована единственно возможная модель макроэкономической структуры с доминированием в ней отраслей тяжелой промышленности, с приоритетным развитием ВПК.

Вместе с тем такой макроэкономической структурой ставилась под сомнение возможность выполнения важнейшей функции социалистического государства, вытекающей из природы данной системы: реализации так называемой «высшей цели социализма», предполагавшей неуклонное повышение жизненного уровня трудящихся.

Страницы: [1] [2] [3]