Особенности формирования предпринимательского слоя в России


По существу, впервые в экономической науке специальный анализ предпринимательской деятельности и фигуры предпринимателя в социальной структуре общества был проведен Й. Шумпетером. В предшествующий период предприниматели в качестве особых субъектов экономических отношений так четко не вычленялись уже в силу своей малочисленности и слитности предпринимательской деятельности с иными функциями. Так, в эпоху классического капитализма капиталист в одном лице представал и в качестве собственника, и в качестве менеджера, и в качестве предпринимателя.

В интерпретации Й. Шумпетера, предприниматель занимает совершенно особое место в жизни общества: он выступает носителем экономической динамики. Последняя предполагает переход от привычно повторяющегося кругооборота к новой комбинации факторов производства.

Внедрение новых комбинаций посредством деятельности предпринимателя, в интерпретации Й. Шумпетера, включает следующие моменты:

Предприниматель отнюдь не обязательно должен быть собственником, а потому нет оснований говорить об особом классе предпринимателей в традиционном понимании класса. Это и не профессия, пожизненно им быть невозможно. Слой этот крайне неустойчивый, постоянно меняющийся по составу. Ему присущ особый стиль жизни и особая система моральных и эстетических ценностей. Представители этого слоя обладают такими личностными качествами, как острота видения, умение идти вперед в одиночку, идти непроторенной дорогой, умение вести за собой и влиять на других, дар предвидения.

Предпринимательская деятельность — не труд, но самореализация предпринимательской одаренности. Предприниматель — революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции. Его деятельностью разрешаются противоречия экономической системы между неизменными экономическими процессами и стихийными изменениями в экономике, между статикой и динамикой, между традиционными и нетрадиционными экономическими нововведениями.

Мотивы предпринимательской деятельности Й. Шумпетер усматривает в следующем:

В эпоху постиндустриального развития предприниматель из экзотической фигуры превращается в массовую, центральную в силу непрерывных технологических прорывов во всех областях жизнедеятельности, автоматизации рутинной работы в сфере бизнеса. Наиболее благоприятные условия для предпринимательской деятельности — малый бизнес, предоставляющий полную самостоятельность, свободу действий, ответственность и пр. И хотя половина малых предприятий разоряется в первый же год своего существования, в них сосредоточена основная масса занятых в развитых странах, и более половины американских миллиардеров, например, обязаны своим состоянием малому бизнесу.

По принципу малого бизнеса формируется ныне предпринимательская деятельность и на крупных фирмах: работа малыми группами, благоприятный психологический климат, особая система заинтересованности.

Важно и то, что в развитых странах создаются благоприятные условия для развертывания малого бизнеса: экономическая и социальная поддержка, формирование позитивного общественного мнения вокруг предпринимательской деятельности, создание льготного налогового режима, развитие инфраструктуры поддержки в облике инновационных, внедренческих и консультационных центров, курсов и школ подготовки предпринимателей, эффективной защиты интеллектуальной собственности (изобретения, новые идеи, концепции, методы деловой активности и пр.), дебюрократизация процедуры регистрации предпринимательской деятельности.

Предпринимательской деятельностью не только углубляется дифференциация доходов, но и обеспечивается рост последних, что становится материальной основой подрыва принципа равенства, составляющего одну из типичных черт психологии люмпенов. Принцип социального равенства, сложившийся за годы советской власти, и поныне весьма распространен и почитаем в России, чем и объясняется, в частности, крайнее неприятие социальной дифференциации, объясняемой исключительно воровством, мошенничеством и т.п. Это становится психологическим тормозом для развертывания предпринимательской деятельности, формирует неблагоприятную для нее среду.

Между тем частнопредпринимательская деятельность чрезвычайно значима в современной России в связи с тем, что идет коренное преобразование всех сторон жизнедеятельности общества, новаторство которому отнюдь не противопоказано. Такая деятельность в постсоциалистической экономике имеет весьма специфическую направленность. Ею преодолевается психология патернализма, социального иждивенчества и пассивности, сформированная в эпоху социализма и совершенно неприемлемая для рыночной экономики.

Переходным периодом актуализируется проблема поиска нетрадиционных способов выживания в экстремальных условиях, собственного места в новой системе экономических отношений путем активного участия в приватизации, в процессе первоначального накопления капитала, в создании собственных фирм.

Российская практика реформирования выявила огромный предпринимательский потенциал широких слоев населения, обладающих даром предпринимательской инициативы и способностью ее реализации, что особенно отчетливо проявилось в изобретательности способов и приемов ведения успешной конкурентной борьбы за объекты государственной собственности, в становлении различных форм индивидуальной трудовой деятельности. Вместе с тем предпринимательская деятельность оказалась крайне криминализированной.

С одной стороны, такая криминализация неизбежна в экономике всякого переходного периода, с другой — ее питательной почвой является глубокое разрушение духовно-нравственной среды в предшествующий период, вследствие чего были сметены нравственные барьеры на пути достижения поставленной цели, одной из которых было обретение статуса собственника.