Структурная диверсификация народного хозяйства — основа экономического роста


Глобальная реструктуризация российской экономики направлена прежде всего на необходимость преодоления сформировавшихся в предшествующий период дисбалансов. Уже в силу своих масштабов такая проблема не может быть осуществлена без активного участия государства, так как только оно выступает в качестве макроэкономического субъекта, способного воздействовать на формирование структуры народного хозяйства в целом, руководствуясь при этом общенациональными интересами.

Но для этого необходима долгосрочная программа преобразований, разработка которой немыслима без широкого привлечения ученых — специалистов в данной области. В свою очередь ее реализация предполагает проведение не только денежно-кредитной и финансовой, но прежде всего активной промышленной, структурной политики, которая должна стать доминирующей среди других направлений политики с выделением соответствующих приоритетов в бюджетных расходах.

Это отнюдь не означает, что именно государство должно монополизировать инвестиционную деятельность, как это было при социализме. Оно выступает одним из экономических субъектов рыночной экономики, функции которого в диверсификации народного хозяйства предопределены особым положением данного института. Однако основная инвестиционная нагрузка в воспроизводственном процессе падает на промышленный капитал в облике разномасштабного бизнеса, выступающего в соответствующих организационных формах крупного, среднего и малого бизнеса, каждый из которых занимает соответствующую масштабам капитала нишу.

Функция государства состоит в том, чтобы задать направление инвестиционному потоку в соответствии с общенациональными интересами. Но еще ранее должен быть сформирован устойчивый, благоприятный инвестиционный климат, образующий исходную предпосылку для развертывания частнопредпринимательской инвестиционной деятельности усилиями отечественного и иностранного капитала, равно как и для активизации деятельности институтов рыночной инфраструктуры во всем их функциональном многообразии, порожденном потребностями реального сектора экономики.

Состояние такого климата во многом определяется самим государством. На современном этапе рыночной трансформации российской экономики укрепление инвестиционного климата предполагает прежде всего уверенность крупного капитала в том, что действительно не будет пересмотра итогов приватизации. Этот вопрос приобрел особую актуальность в свете непростых и не вполне однозначных взаимоотношений власти и бизнеса.

Неясность, непрозрачность этих отношений, а следовательно, и судьбы так называемых олигархов сдерживает инвестиционную активность крупного капитала, препятствует переходу от восстановительного роста к инвестиционному, стимулирует отток капитала за рубеж, препятствует притоку прямых иностранных инвестиций вследствие неопределенности перспектив. Ненадежной воспринимается и сама законодательная система. Эти сомнения имеют основания в условиях устойчивости социалистического менталитета, проявляющегося во все чаще раздающихся призывах «отнять и поделить». И это при том, что приватизация осуществлялась в стране самим государством в соответствии с им самим разработанным и принятым к исполнению законодательством.

Как известно, исходной базой экономического роста на приватизированных объектах явились оказавшиеся незагруженными в условиях спада производственные мощности. Но если прирост ВВП они действительно способны обеспечить, то возможности их использования в процессе глобальной реструктуризации крайне ограничены тем, что их потенциал в значительной мере был исчерпан еще в советский период едва ли не повсеместным физическим износом безнадежно морально устаревшего основного производственного оборудования практически во всех отраслях народного хозяйства.

Но неизбежность их скорого выбытия, с одной стороны, подрывает базу роста в текущем периоде, с другой — порождает необходимость их возмещения на качественно новой технико-технологической основе, что оказывается моментом модернизации научно-производственного потенциала, крайне осложненной дефицитом инвестиционных средств. Но без мощных инвестиционных вливаний не перейти к устойчивому экономическому росту.

Начавшийся с 1999 г. в российской экономике рост в значительной мере обеспечен донорством отраслей ТЭК, в силу объективно сложившейся на мировых рынках энергоносителей ситуации оказавшегося источником крупных экспортных поступлений. Альтернативы ему в качестве такового не нашлось. Однако высокая зависимость доходов государства от ТЭК и доходов его самого от состояния внешней конъюнктуры формирует крайне неустойчивую и неоднозначную ситуацию для проведения реструктуризации, которая сама по себе предполагает снижение удельного веса продукции добывающих отраслей уже вследствие присущей им низкой добавленной стоимости в структуре ВВП.

Вынужденное донорство ТЭК воспрепятствовало формированию более сбалансированного соотношения отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности в структуре народного хозяйства. Доля добывающей промышленности в переходный период еще более возросла, хотя такое увеличение в немалой мере произошло на фоне большего спада в отраслях обрабатывающей промышленности, ни одна из которых на 2003 г. не достигла исходного уровня 1990 г. И поныне основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены в экспортно-ориентированных отраслях, прежде всего в отраслях ТЭК и первого передела, доля которых в совокупном объеме экспорта составляет порядка 50%.

Восстановительный экономический рост, основой которого является использование незагруженных производственных мощностей, имеет весьма ограниченный потенциал. К тому же таким ростом консервируется высокая зависимость российской экономики от импорта потребительских товаров, а это, в свою очередь, препятствует переключению экспортной выручки на инвестиционные цели.

Сдерживающим фактором является все еще высокий государственный долг и необходимость его обслуживания, что ограничивает инвестиционные возможности самого государства для осуществления традиционных для макроэкономического субъекта видов деятельности в рыночной экономике.

Реструктуризация осуществляется на фоне крайне неблагоприятных демографических процессов, что проявляется в сокращении численности населения страны, в более быстром уменьшении в ней доли трудоспособного населения, а в нем — наиболее активного мужского, в общем ухудшении генофонда страны.

Мировой практикой накоплен богатый опыт структурной диверсификации национальной экономики, что позволяет отобрать наиболее приемлемые способы и методы ее осуществления для собственной страны. Прежде всего необходимо создать условия, способствующие развертыванию активной частнопредпринимательской деятельности в равной мере для всех экономических субъектов.

И в этой связи по-прежнему актуальной остается не только проблема устойчивости благоприятного инвестиционного климата, но и поиска оптимальных границ и форм вмешательства государства в экономику, формирования конкурентной среды, без которой немыслимо становление конкурентоспособной на мировом уровне экономики, проблема укрепления институтов рыночной инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы, направленной прежде всего на укрепление прав собственности и соблюдение контрактных обязательств, условий ее успешного использования на практике.

Страницы: [1] [2]