Преобразование отношений земельной собственности и становление новых форм хозяйствования в процессе рыночной трансформации


Социалистическая практика хозяйствования в полной мере выявила экономическую несостоятельность аграрных отношений как отношений государственной и кооперативно-колхозной форм собственности на средства производства в их весьма специфическом сочетании. Преобразование этих отношений пошло в направлении становления рыночных форм хозяйствования, что означало коренное изменение отношений собственности.

Наиболее важным при этом оказался вопрос о собственности на землю вследствие того, что в сельском хозяйстве она, имея в виду сельскохозяйственные угодья, является основным средством производства. Однако подход к данной проблеме был более широким. Учитывалось и то обстоятельство, что земля не только невоспроизводима и незаменима, будучи при этом важнейшим фактором развития общества, но и образует пространственно-территориальную основу государства, имеющую административно-региональную структуру.

Поэтому вопрос о собственности на землю приобрел исключительную значимость. Однако в обстановке острого противостояния разных подходов со стороны различных партий и общественных движений в зависимости от их идеологических и прочих взглядов в полной мере не решен и поныне.

С точки зрения социалистического менталитета (а его носителей осталось немало и среди политических и общественных деятелей), оптимальным является вариант незыблемости государственной собственности, в том числе и на сельскохозяйственные угодья, вопреки негативным результатам ее апробации во всех социалистических странах, вопреки мировой практике, вопреки мнению профессионалов-аграрников. Однако соотношение политических сил сложилось в пользу частной собственности на землю, альтернативы которой в условиях перехода к рыночной экономике не оказалось.

Реформирование аграрных отношений и в российской экономике пошло по пути преобразования отношений государственной собственности на сельскохозяйственные угодья в частную собственность хозяйствующих на земле экономических субъектов. В соответствии с Земельным кодексом частная собственность признана в России конституционным правом граждан.

В качестве таковой она формируется как индивидуальная, так и совместная, где субъектами совместного присвоения выступают сохранившиеся колхозы, совхозы и вновь возникшие формы совместного хозяйствования типа ТОО, ЗАО, ОАО, кооперативов. Те и другие представляют крупные сельскохозяйственные предприятия, весьма различающиеся по уровню эффективности хозяйствования.

Первый шаг к возникновению частной собственности связан с добровольной деколлективизацией сельского хозяйства, в ходе которой была осуществлена передача сельским жителям — колхозникам и работникам совхозов — земельных и имущественных паев, что и становилось основой их экономической свободы. В большинстве случаев деколлективизация сопровождалась преобразованием бывших колхозов и совхозов в принципиально новые формы индивидуального и коллективного хозяйствования, далеко не завершенным и по сей день.

Появление частной собственности на землю создало предпосылки для становления рыночного оборота земли, то есть ее купли- продажи, права аренды, наследования, залога земли. В свою очередь рыночный оборот актуализирует такие вопросы, как цена земли, арендная плата, земельный налог и пр., непосредственно связанные с проблемой дифференциальной ренты и рентных платежей. Успешное решение всех этих вопросов невозможно без разработки и принятия земельного кадастра, работа над которым в России все еще не завершена, что препятствует становлению цивилизованного рыночного оборота земли.

Но без него, как известно, невозможно сформировать оптимальных размеров крупные коллективные и индивидуальные сельскохозяйственные предприятия, а следовательно, уже вследствие этого обеспечить максимально возможный выход готовой сельскохозяйственной продукции с минимизацией трансформационных и трансакционных издержек на ее производство.

Эти вопросы все еще решаются как в ходе стихийной конкурентной борьбы между товаропроизводителями, так и на уровне государственных и рыночных институтов, призванных создать наиболее благоприятные условия для наращивания производства сельскохозяйственной продукции, для развития всех входящих в АПК отраслей.

Институциональные преобразования призваны реформировать всю систему аграрных отношений и тем самым создать условия для становления эффективного и конкурентоспособного аграрного сектора. Частная собственность на сельскохозяйственные угодья прежде всего питает мотивацию к эффективному использованию земли и труда на ней, способствует повышению его производительности.

Хозяйствующий на земле экономический субъект, выступающий в качестве физического или юридического лица, получает реальную возможность самостоятельного ведения хозяйства, под воздействием конкурентной борьбы и различных форм государственного регулирования сводя к минимуму свои трансформационные и трансакционные издержки на производство сельскохозяйственной продукции, в этих целях оптимизируя размеры своего хозяйства путем купли-продажи или аренды земли.

Необходимость такой оптимизации и порождает рыночный оборот земли, регулируемый, однако, в современной рыночной экономике не только рынком, но и государством. Ведь земля является общенациональным достоянием. И уже вследствие этого общество не может допустить полновластного распоряжения ею исключительно собственником земельного участка.

Во всех развитых странах введен государственный контроль за деятельностью земельных собственников, направленный на учет и защиту интересов общества по сохранению, воспроизводству и эффективному использованию находящейся в частной собственности земли. Во всех этих странах действует законодательство, определяющее, кому, в каких целях и масштабах можно продавать землю сельскохозяйственного назначения.

Тем самым государство предотвращает спекуляцию земельными участками, их экономически неоправданную монополизацию, равно как и дробление при наследовании и аренде. При выдаче разрешений на создание и ведение фермерского хозяйства органы власти учитывают образование, опыт профессиональной работы на земле, профессиональную подготовку претендентов, а затем еще осуществляют и контроль за использованием земли в соответствии с ее целевым назначением.

Как известно, в России частная собственность на землю была узаконена Земельным кодексом, принятым летом 2001 г. Тем не менее формирование законодательной базы далеко от завершения. Многие вопросы по-прежнему ждут своего решения, в том числе и вопрос о рыночном обороте земли, хотя в реальной практике стихийный оборот уже давно существует. Однако законодательная база, призванная придать ему юридическую силу, еще не создана.

Между тем рынок земли в рыночной экономике не менее значим, чем рынок товаров, капиталов, рабочей силы. Он позволяет сконцентрировать землю в руках наиболее предприимчивых и энергичных экономических субъектов, способных с наибольшим эффектом вести совместное или индивидуальное хозяйствование на земле, а аренда как один из важнейших способов оборота земли предоставляет возможность добиться этого наиболее дешевым, а потому и доступным способом, что особенно важно в условиях дефицита денежного капитала.

Чрезвычайно актуальной остается и по сей день не решенная проблема кадастровой оценки земли, весьма затрудняющая вследствие своей неразрешенности оборот земли, не говоря уже о необходимости создания инфраструктуры такого оборота, его кадрового обеспечения. Более четким с точки зрения законодательного оформления должно быть разграничение функций федеральных и региональных властей.

Если на федеральном уровне резонно определять общие принципы регулирования земельных отношений, призванные обеспечить общегосударственную защиту конституционных прав граждан, и прежде всего прав крестьян на землю, то региональные органы осуществляют последовательную практическую реализацию прав граждан на землю применительно к экономическим, социальным, политико-историческим, национально-этническим и прочим условиям и особенностям каждого данного региона в отдельности.

Как уже отмечалось, в ходе рыночных преобразований не только была допущена частная собственность на землю, но и произошла ликвидация на добровольной основе большинства колхозов и совхозов. На их базе возникают новые крупные сельскохозяйственные предприятия, сугубо рыночные по своей природе. Однако оптимизация размеров таких хозяйств по концентрации земельных угодий и рабочей силы, будучи чрезвычайно актуальной, все еще не решена, так как подавляющее большинство из них пришло на смену прежним гигантам.

К тому же многие хозяйства оказались в тяжелом финансовом положении, а их адаптационные способности к рыночным условиям оказались невысокими. При такой ситуации крайне важна экономическая поддержка государством наиболее перспективных и жизнеспособных из них. К тому же, как известно, проблема продовольственной безопасности является национальной, а потому и решается при активном участии макроэкономического субъекта, то есть государства.

В процессе аграрных преобразований возникли два типа хозяйствования: индивидуальное хозяйство граждан и крупные сельскохозяйственные организации (предприятия) нового типа. Число последних на начало 2003 г. составило 25 тысяч.

Хозяйства граждан в современной России представлены следующими видами: личное подсобное хозяйство, которым занято в текущем году 16 млн. сельских семей; коллективное и индивидуальное садоводство, коллективное и индивидуальное огородничество городских семей, число которых составляет ныне 19,3 млн., а также крестьянское (фермерское) хозяйство — таковых 264 тысячи. Каждому из них присущи свои особенности, на которых и остановимся.

Личное подсобное хозяйство — это форма сельскохозяйственного производства, осуществляемого на приусадебных и полевых участках личным трудом крестьянина и/или членов его семьи в целях удовлетворения потребностей в продовольствии и иных нуждах. Садовые, огородные и дачные земельные участки предстают формой землепользования, при которой земля предоставляется городскому населению или приобретается им для выращивания сельскохозяйственных культур или отдыха.

При этом граждане могут на добровольных началах создавать коллективные садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения или вести хозяйство индивидуально. Особое место среди индивидуальных хозяйств занимает крестьянское (фермерское) хозяйство. Его особенность состоит в том, что, будучи формой свободного, сугубо рыночного предпринимательства, ведущегося на собственной и/или на арендованной земле, оно нацелено на производство товарной продукции.

Что же касается крупных сельскохозяйственных предприятий (организаций), то они появились в процессе реорганизации колхозов и совхозов, все еще во многом формальной, в облике производственных кооперативов, закрытых и открытых акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, государственных предприятий, подсобных хозяйств промышленных, транспортных, научно-исследовательских учреждений, ассоциаций крестьянских хозяйств и пр.

В ходе этих преобразований большая часть сельскохозяйственных угодий так и осталась у крупных хозяйств, между тем как в развитых странах картина диаметрально противоположная. Так, в США у крупнейших ферм, составляющих всего 5% от общего их числа, сосредоточено всего 10% сельскохозяйственных угодий, но их доля в производстве сельскохозяйственной продукции составляет более 60%.

В РФ крупные сельскохозяйственные предприятия и поныне обладают 85% сельскохозяйственных угодий, однако их доля в выпуске готовой продукции не превышает и 40%, что весьма убедительно свидетельствует о более высокой эффективности индивидуального хозяйства даже в условиях преобладания ручного труда. Конечно, в развитых странах индивидуальное крестьянское хозяйство при современном уровне его технико-технологической оснащенности отнюдь не ассоциируется, как у нас, с мелким, чем и определяется весомость его вклада в производство готовой продукции.

Однако важно то, что за годы рыночных преобразований удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции и индивидуальных, и коллективных хозяйств существенно вырос, что свидетельствует об их не вызывающей сомнений более высокой эффективности в условиях, когда их подлинная реорганизация в рыночные структуры все еще далека от завершения.

Вполне естественно, что кризисное состояние как исходное для большинства советских колхозов и совхозов, унаследованное их преемниками, сдерживает процесс реорганизации на рыночных началах, не говоря уже о таком серьезном препятствии, как сохраняющийся во многом прежним менталитет бывших колхозников и работников совхозов в отношении их трудового усердия в общественном хозяйстве.

К тому же многими из них утрачены едва ли не полностью навыки к самостоятельному хозяйствованию, что и заставляет держаться за бывшие колхозы и совхозы, хотя опорой они являются весьма слабой, так как многие из них и по сей день находятся в критическом состоянии. Основой выживания преобладающей массы сельского населения в крупных хозяйствах, как и в советские времена, по-прежнему служит личное подсобное хозяйство.

Принципиально иная ситуация сложилась в хозяйствах граждан. По существу, все формы такого хозяйства, кроме фермерского, не только существовали при социализме, но уже и тогда отличались более высокой эффективностью. А теперь они еще и наделены землей, перешедшей в их частную собственность, что еще более стимулирует трудовую деятельность. К тому же появилась реальная возможность расширения производства путем купли или аренды земли, что становится основой их перерастания в рыночные хозяйства.

И хотя отечественное сельскохозяйственное машиностроение в советские времена было нацелено на производство техники для крупных, а не для индивидуальных мелких хозяйств, а потому уровень оснащенности техникой крупных хозяйств, даже не будучи высоким, все же несопоставим с уровнем оснащенности индивидуальных хозяйств, использующих преимущественно ручной труд, примитивную технику, — тем не менее именно индивидуальное хозяйство сельского и городского населения в наибольшей мере демонстрирует свою жизненную силу вопреки всем объективным трудностям.

Вполне логично, что по мере насыщения техникой оно будет эволюционировать в фермерское с возрастанием вклада в производство товарной сельскохозяйственной продукции, тем более что по мере повышения платежеспособного спроса населения спрос на сельскохозяйственную продукцию неуклонно растет — со стороны возрождающихся предприятий перерабатывающей промышленности, приватизированных предприятий, торгующих продовольственными товарами, равно как и предприятий общественного питания.

Растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию становится важнейшим фактором экономического подъема всех отраслей АПК. А уж кто окажется наиболее конкурентоспособным товаропроизводителем — крупное совместное или индивидуальное крестьянское хозяйство, покажет время. Важно создать в ходе институциональных преобразований благоприятные предпосылки для становления и функционирования того и другого.