Историческая миссия российского промышленного капитала


Подводя итоги, еще раз отметим, что, как это ни парадоксально на первый взгляд звучит, трансформационный спад явился исходной предпосылкой экономического роста. Будучи вызванным объективными причинами, он выполнил свою функцию. Она состояла в том, что трансформационным спадом, хотя и в разрушительной форме, а иного не дано, преодолевались противоречия предшествующей системы.

Иным путем их разрешить невозможно именно потому, что эти противоречия материализованы в макроэкономической структуре. Последняя была сформирована за годы социализма таким образом, что образовался полный разрыв между внутренне связанными производством и потреблением по масштабам и структуре каждого из них. Такой разрыв, достигнув критической точки, и привел систему к экономической катастрофе.

Экономический рост обеспечивается промышленным капиталом, выступающим в зависимости от сферы его приложения в облике малого, среднего и крупного бизнеса, основой которого являются соответствующие формы индивидуальной и ассоциированной (совместной) собственности. Историческая миссия российского промышленного капитала не менее сложна, чем осуществление индустриализации заново, как это было на этапе становлении рыночной экономики в ныне развитых странах.

Масштабы проблемы, ее историческая значимость, долгосрочный характер осуществления требуют предварительной разработки отечественной экономической наукой концепции глобальной реструктуризации народного хозяйства как теоретической основы долгосрочной программы преобразований, которая могла бы послужить своеобразным компасом в инвестиционной деятельности российских предпринимателей, ориентирующим их на наиболее перспективные сферы приложения капитала с точки зрения экономических интересов как частного капитала, так и нации в целом.

Потребность в такой программе столь велика, что стоило бы пожертвовать во имя нее все еще бушующими в отечественной экономической науке идеологическими распрями. Само же государство еще не набрало достаточного опыта для самостоятельного решения столь ответственной и сложной проблемы, а потому ограничивается среднесрочными программами, значимость которых не следует преуменьшать.

При таких предпосылках механизм конкурентной борьбы, регулирующий деятельность нового класса собственников, вкладывающих свой капитал в реальный сектор экономики, играет по существу решающую роль. И, как показывает опыт последних лет реформирования, успешно справляется со своей функцией: экономический рост распространяется на все более перспективные направления НТП, захватывая все большее число российских регионов.

Однако это обстоятельство не упраздняет значимости государственного механизма регулирования в становящейся рыночной российской экономике, коль скоро в индустриальной и к тому же высокомонополизированной стране в значительной мере созданы материальные предпосылки для формирования национальной модели смешанной рыночной экономики.

Но пока лишь закладываются основы разграничения функций рыночного и государственного механизмов, где рыночным механизмом решаются проблемы устойчивого экономического роста, а государственное регулирование имеет решающее значение для реструктуризации народного хозяйства, гармонизации в процессе ее осуществления интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом.

И в этом смысле постоянный контакт государственных чиновников разного уровня с частным бизнесом является необходимой предпосылкой такой гармонизации, тем более важной, что, как подчеркивал нобелевский лауреат Дж.Бьюкенен, государственные чиновники далеко не всегда руководствуются государственными интересами. Российская практика в этом отношении отнюдь не составляет исключения.