Кризис неплатежей: причины, последствия, пути преодоления
Тяжелое финансовое положение большинства российских предприятий, породившее стратегию на выживание, явилось одной из причин кризиса неплатежей, разыгравшегося в 90-е годы и не в полной мере преодоленного к настоящему времени. Просроченная задолженность как массовое явление присуща и развитой рыночной экономике в период экономического кризиса.
В переходной экономике промышленный цикл еще не сложился, ей присущ трансформационный спад. И кризис неплатежей явился одной из форм его проявления, оказавшейся столь же глубокой, продолжительной и труднопреодолимой, как и сам спад.
Неплатежи в этот период приобрели всеобщий характер. Они распространились на всех контрагентов предприятий, имевших задолженность по кредитам коммерческим банкам, поставщикам и подрядчикам — за поставленные товары, предоставленные услуги и выполненные работы, собственным работникам — по заработной плате, государству — по налоговым и прочим платежам.
Если конкретизировать причины этого кризиса, то можно выделить следующие:
- либерализация цен в январе 1992 г., сопровождавшаяся обесценением оборотных средств предприятий и резким снижением платежеспособного спроса, означавшим сжатие внутреннего рынка;
- кризис самофинансирования, усугубленный упразднением системы государственного финансирования;
- мощный отток свободных денежных средств из реального сектора в финансовый ввиду предпочтительности спекулятивной прокрутки денег в нем, что еще более усугубляло дефицит денег как таковых, порожденный политикой денежных рестрикций, проводимой государством в 90-е годы в антиинфляционных целях;
- длительная неоплата государством собственных заказов, несвоевременная выплата им заработной платы работникам бюджетной сферы, занятость в которой составляет порядка половины трудоспособного населения страны, запаздывание с выплатой социальных трансфертов;
- не вполне экономически обоснованная относительно состояния налогооблагаемой базы, но обусловленная высокой государственной задолженностью налоговая политика государства, на начальных этапах проведения которой у предприятий изымалась большая часть полученной прибыли, что еще более углубляло кризис самофинансирования;
- опережающий рост цен на продукцию естественных монополий на протяжении всех 90-х годов, что питало инфляцию издержек;
- низкая конкурентоспособность российских предприятий гражданского комплекса, выявившаяся в связи с внешней открытостью экономики, следствием чего стало их массовое банкротство;
- отсутствие законодательства, препятствующего накоплению просроченной задолженности и регулирующего реструктуризацию долгов;
- нивелирование политики государства по отношению к эффективным и убыточным предприятиям;
- огромные масштабы коррупции, способствовавшие неплатежам, вывоз капитала за рубеж, воровство, личное обогащение директоров ценой разорения собственных предприятий.
Кризис неплатежей способствовал углублению инвестиционного кризиса, что в свою очередь питало единственно возможную в сложившихся условиях экономическую стратегию на выживание. Реструктуризация народного хозяйства происходила в этот период преимущественно путем выбытия производственных мощностей в депрессивных отраслях и регионах, массового банкротства убыточных предприятий.
Под воздействием этого кризиса сложилась так называемая долговая экономика, характеризующаяся кризисом самофинансирования и структурным дисбалансом между обрабатывающей промышленностью-должником и добывающей промышленностью-кредитором, для которой неплатежи явились единственно доступным средством преодоления низкого платежеспособного спроса.
В долговой экономике неплатежи выступали способом выживания российских предприятий: таким путем предприятия- должники перекладывали на государство часть своих расходов и неплатежей потребителей, превращая свою задолженность перед государством в своеобразный инвестиционный и социальный кредит.
В свою очередь, государство пыталось таким путем решать проблему экономического роста за счет добывающей промышленности и тем самым не допустить столь нежелательной и социально опасной массовой безработицы. Государственной задолженностью по заработной плате не лучшим образом решалась проблема инфляции спроса.
Тем не менее, кризис неплатежей имел весьма негативные последствия, к числу которых можно отнести по крайней мере следующие:
- переполнение каналов денежного обращения денежными суррогатами;
- долларизация национальной экономики;
- разбухание рынка государственных ценных бумаг вследствие недобора налогов;
- растущее недоверие к банковской системе и массовый уход сбережений в нелегальный оборот, за границу, в чулок;
- рост социальной напряженности из-за несвоевременной выплаты заработной платы и социальных трансфертов;
- обострение финансовых взаимоотношений между федеральным центром и регионами по поводу доли в налоговых платежах;
- превращение для частного бизнеса внешнеэкономической сферы в главное убежище от внутренних потрясений, вследствие чего приток прямых иностранных инвестиций в 90-е годы был в 5 раз меньше оттока за рубеж российского капитала, по существу финансировавшего мировую, а не собственную экономику.
И все же к началу века кризис неплатежей государство сумело в основном преодолеть, чему в немалой мере способствовали следующие факторы:
- политика выравнивания государственных доходов и расходов;
- повышение эффективности антимонопольного регулирования;
- более широкое использование процедуры банкротства в процессе реструктуризации задолженности;
- усиление государственной поддержки малого и среднего бизнеса;
- реструктуризация задолженности и стимулирование прямых иностранных инвестиций;
- погашение государственных обязательств по государственным заказам, заработной плате, социальным трансфертам;
- взаимозачет долговых требований и обязательств;
- восстановление и укрепление банковской системы после финансового кризиса 1998 г.;
- упорядочение налоговой системы;
- ориентация на рыночные цены при проведении денежной приватизации;
- в области внешнеэкономической деятельности снижение курса рубля, упорядочение таможенной политики, введение обязательного обмена экспортной выручки на рубли и т.д. и т.п.
Итак, на рубеже веков совместными усилиями макро- и микроэкономических субъектов удалось выйти из состояния трансформационного спада, преодолеть кризис неплатежей как одну из форм его проявления, что и явилось основой перехода большинства российских предприятий от стратегии выживания к стратегии экономического роста, темпы которого имеют тенденцию к повышению.
Так, в 2002 г. они составили 4,3%, в 2003 г. вместо запланированных 5% роста ВВП ожидалось его увеличение на 6,6%, а промышленного производства и того выше — на 6,9%. В ближайшие десять лет предстоит запрограммированное государством удвоение ВВП, что станет основой роста жизненного уровня населения страны.