Объективная необходимость и основные направления государственной поддержки сельского хозяйства


Как уже отмечалось, сельское хозяйство в постсоциалистической экономике России оказалось в состоянии чрезвычайно глубокого кризиса. И уже вследствие этого обстоятельства государство не может быть безучастным к судьбе отрасли, определяющей продовольственную безопасность страны. Такая безопасность предполагает обеспечение соответствующими ресурсами, производственным потенциалом и гарантиями национальной экономики и ее АПК.

В свою очередь, подобное обеспечение позволяет удовлетворять потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами, не снижая при этом государственного продовольственного резерва с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств.

Для России решение этой проблемы чрезвычайно актуально в условиях далеко не преодоленного кризисного состояния сельского хозяйства, длительного характера институциональных преобразований, низкой эффективности сельскохозяйственного производства, слабой конкурентоспособности его продукции на внешних рынках, а уж тем более — в преддверии вступления страны в ВТО, налагающего на нее определенные обязательства и ограничения во внешнеэкономической деятельности.

При решении государством проблемы продовольственной безопасности возможны варианты. Может быть поставлена цель активного включения национальной экономики в систему международного разделения труда, можно пойти по пути проведения политики активного аграрного протекционизма, можно найти оптимальный вариант сочетания того и другого. Последний представляется наиболее приемлемым для российских условий вариантом решения данной проблемы.

А реалии таковы, что кризисное состояние отрасли далеко не преодолено, зависимость национальной экономики от импорта продовольствия по-прежнему остается высокой, а конкурентоспособность отечественной продукции — низкой. Поэтому жизненно необходима существенная и всесторонняя поддержка сельского хозяйства, равно как и АПК в целом, со стороны государства для обеспечения сбалансированного развития всех его блоков. Такую поддержку вполне уместно осуществлять и путем проведения политики умеренного аграрного протекционизма.

Мировой практикой наработаны многообразные и весьма эффективные способы и методы вмешательства государства в деятельность этого комплекса в условиях рыночной экономики. Оно осуществляется методами проведения налоговой и таможенной политики, предоставлением льготных кредитов, а также бюджетных субсидий наиболее слабым и вместе с тем значимым звеньям этого комплекса, воздействием на уровень оплаты труда, развитием социальной сферы на селе за счет средств государственного бюджета, что является не только фактором повышения жизненного уровня сельского населения, но и фактором закрепления трудоспособного населения в сельской местности.

Широко используется система государственных заказов на производство сельскохозяйственной продукции с гарантированными ценами по ним в рамках долгосрочной государственной программы, ограничивается тенденция к монополизму путем регулирования паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Как показывает китайский опыт аграрных преобразований, чрезвычайно перспективным является стимулирование развития местной промышленности на селе, что позволяет снижать издержки на переработку сельскохозяйственной продукции, преодолевать сезонный характер занятости сельского населения, обеспечивать прирост рабочих мест, стоимость которых к тому же в сельской местности значительно ниже, чем в городе. В этой же связи более чем актуально возрождение промысловой кооперации, в дореволюционное время для России традиционной и весьма эффективно функционировавшей.

Немаловажное значение имеет и законотворческая деятельность государства, направленная на подлинную защиту прав собственности, в том числе и на землю, от произвола местного чиновничества и криминальных структур, на правовое регулирование взаимоотношений между хозяйствующими на селе субъектами. Вместе с тем при формировании законотворческой базы следует исходить и из того, что земля является национальным достоянием.

Поэтому общество не может допустить полновластного распоряжения ею исключительно по усмотрению собственника. За государством в цивилизованных странах остается контроль, обеспечивающий защиту интересов всего общества по сохранению, воспроизводству и эффективному целевому использованию земельных ресурсов. Так, государство призвано законодательно закрепить использование сельскохозяйственных угодий (а в их состав включаются пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища), только для сельскохозяйственного производства хозяйствующими субъектами, имеющими специальное образование и опыт работы в сельском хозяйстве.

В случае их неиспользования или нецелевого использования должно быть предусмотрено изъятие у собственников сельскохозяйственных угодий в законодательном порядке с передачей в резервный фонд государства или органам сельского самоуправления. Такая деятельность государства призвана обеспечивать повышение эффективности труда в отраслях АПК, сельского хозяйства — в том числе и прежде всего, что и становится основой роста жизненного уровня населения, укрепления продовольственной безопасности страны.

Накопленный развитыми странами опыт государственной поддержки сельского хозяйства вполне может быть использован и в постсоциалистических странах, с корректировкой на национальные особенности и традиции, на переходное состояние экономики.

Следует иметь в виду и то, что в российских условиях ныне чрезвычайно актуализировался вопрос об улучшении качества сельскохозяйственных угодий, резко снизившегося за годы рыночных преобразований. Это нашло выражение в эрозии почвы, ее засолении, резком сокращении содержания гумуса, что привело к значительному падению плодородия почвы. Пагубны последствия разрушения мелиоративной системы, длительного неиспользования минеральных и органических удобрений большинством хозяйств.

Особое место в государственном регулировании АПК занимает внешнеэкономическая деятельность, направленная на защиту интересов национального производителя. Такая защита должна дифференцироваться по отдельным видам товаров и товарных групп в зависимости от насыщенности внутреннего рынка конкурентоспособной отечественной продукцией. При этом, однако, должна достигаться гармонизация экономических интересов производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции, которые, как известно, далеко не всегда совпадают.

Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей должна быть дифференцированной в зависимости от их финансового положения и перспектив развития. Предоставление всякого рода ссуд и льгот должно осуществляться на конкурсной основе тем, кто действительно способен использовать их с наибольшим экономическим эффектом. Весьма перспективна складывающаяся в стране система лизинга сельскохозяйственной техники, позволяющая даже в условиях дефицита денежного капитала немедленно приступить к механизации и автоматизации сельскохозяйственного труда.

Необходим государственный контроль за использованием льготного кредита. Несостоятельно огульное списание задолженности. В отношении убыточных хозяйств целесообразно введение внешнего управления, под эгидой которого осуществляется их финансовое оздоровление путем реструктуризации задолженности, проведения реорганизации, воздействия на специализацию в целях большего соответствия местным природно-климатическим условиям и пр.

Буквально в последние годы наметилось возрождение российского сельского хозяйства и, что весьма примечательно, появились первые признаки восстановления страной экспортного потенциала зерна.

И в этой связи важно закрепить этот потенциал в целях его дальнейшего наращивания путем повышения плодородия почв, насыщения отрасли сельскохозяйственной техникой, интенсивного развития в стране соответствующей транспортной, складской и прочей инфраструктуры, реорганизации закупочной системы, контроля за паритетом цен, стимулирования деятельности институтов рыночной инфраструктуры, обслуживающих аграрный сектор, что в совокупности и позволит обеспечить возрождение не только сельского хозяйства, но и АПК в целом.