Специфика формирования китайского менталитета - страница 5


Мой китайский друг Ли Ганцзюнь советовал при походе на рынок надевать фирменную майку университета «Цинхуа»: продавцы из уважения существенно снижают цены.

Говоря о конфуцианской этике, необходимо вместе с тем учитывать существенные различия в мотивации поведения китайцев, японцев и корейцев. К примеру, если японцы по своей натуре являются коллективистами, то корейцы и китайцы — индивидуалисты. Но если корейцы — самый набожный народ Восточной Азии, то китайцы — практически полные атеисты.

Огромную роль в экономических отношениях стран Восточной Азии играет чувство национальной гордости и патриотизма. Во всех странах региона экономические реформы проводятся исключительно под патриотическими лозунгами. Совсем недавно мне пришлось побывать на небольшой китайской пирушке в Петербурге. Я припозднился, и веселье было в самом разгаре. И вот тут я впервые услышал из уст китайской девушки, сказанных иностранцу, что она гордится тем, что она китаянка, что живет в великом Китае.

Это меня удивило: одно дело читать лозунги на стенах Пекина, слышать в телепрограммах, но совсем иное — в кругу близких друзей и знакомых. Китайское самосознание и гордость за родину растут с экономическими успехами этой великой державы. И я вспомнил, что в былые советские времена мы также гордились своей великой страной. Как давно это было... Каким быльем поросло... И как активно и целенаправленно вытравливают российские СМИ любое проявление патриотизма...

Как-то в 2000 г. в кругу китайских коллег-экономистов я выразил мнение, что через 15 лет Китай обойдет по ВВП Америку и станет державой № 1, со мной не согласились. Однако уже в августе 2002 г. один высокопоставленный китайский экономист поведал мне, что через 15 лет Китай достигнет мирового первенства.

И еще раз о конфуцианской этике. Как справедливо утверждает американский ученый Джон Воронов, было бы упрощением сводить успехи Китая и вообще стран Восточной Азии к конфуцианской этике, ибо такое объяснение больше сбивает с толку, нежели объясняет. Легко убедиться, что конфуцианством (как и любой иной цивилизационной традицией) можно «объяснять» как успехи, так и провалы экономического развития любой страны.

Спору нет, конфуцианство является существенным фактором воспитания грамотных чиновников, напористых предпринимателей и трудолюбивого населения. Да, все эти условия необходимы, но не достаточны для динамичного развития страны. Ведь если серьезно подумать, то организованность, дисциплинированность, высокий статус труда вполне могут обладать и оборотной стороной: интриги, фаворитизм, сектантство, фракционность, коррупция.

Несомненно, что до XIV в. китайцы удивляли весь мир созданием Великой стены, магнита, шелка, фарфора, бумажных денег. Великие китайские поэты создавали шедевры, когда Европа была покрыта девственными лесами. Китайские товары заполонили весь мир, и через несколько лет настанет Эра Китая. Китайский язык будут учить не только в университетах, но в большинстве средних школ, а китайские девушки будут признаны эталоном красоты и подражания.

Но верное и то, что с XV по вторую половину XX в. эти же самые конфуцианские китайцы познали жуткую нищету, едва не утратили национальный суверенитет, пережили казарменный социализм народных коммун, бесконечное национальное унижение, культурную революцию, разрушение Великой китайской стены своими же силами. И это были все те же самые «конфуцианские» китайцы. Так когда же китайцы были «истинными конфуцианцами»?

Конфуцианство, как и всякая другая социальная философия, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для успешного экономического развития и роста необходимо наличие некого организующего звена, неких определенных правил экономической игры, способность заинтересовать всех участников действовать в интересах общества. Логично предположить, что только государство как орган экономического микро- и макроуправления является главным координатором динамического развития страны. Именно здесь кроется успех реформ в Китае и других стран Восточной Азии. Хотя здесь, как в матрешке, существует еще один вопрос: управление государством на основе канонов конфуцианской этики. Китайские премьеры не дирижируют подшофе оркестрами. Китайский премьер на людях не падает с моста. Все это — вне конфуцианских канонов.


Страницы: [1] [2] [3] [4] [5]

ООО "Зонеко"

K-3v ООО "Зонеко".

zoneco.ru