Государственные предприятия — одна из проблем китайской экономики


Если в России и других бывших республиках СССР стремительное разрушение государственного сектора привело к полному экономическому хаосу и деградации, то постепенная реорганизация государственных предприятий в Китае также происходит не без проблем. Одна из них уже упоминалась ранее: проблема государственных предприятий. Государственные предприятия являются своеобразным балластом: низкая производительность труда, убыточность и т. п.

В настоящее время промышленный сектор Китая составляют примерно 8 млн. предприятий, из которых 114 тыс. являются государственными, 1,6 млн. — «коллективными», около 6 млн. — индивидуальными (не более чем с 7 наемными работниками) и 70 тыс. — «прочие» (включая частные фирмы с более чем 7 наемными работниками, совместные, а также полностью иностранные предприятия).

Государственные предприятия дают 29% промышленной продукции, коллективные — 39, индивидуальные — 16 и прочие — 17%.

В начале нового тысячелетия китайские власти объявили о формировании «современной системы предприятий». Реформа государственных предприятий предполагает создание системы современных корпораций. В контексте «социалистической рыночной экономики с китайской спецификой» в 1994 г. был опубликован закон о компаниях, целью которого является отделение функций правительства от функций бизнеса при сохранении и увеличении государственных активов.

Главной задачей реформы государственных предприятий является модификация их структуры с целью повышения эффективности.

Управление китайскими государственными предприятиями претерпевает важные организационные изменения. Эти изменения касаются прежде всего многоуровневой системы управления. На национальном, провинциальном, муниципальном и районном уровнях типичная система управления состоит из трех уровней: «организации верхнего уровня», которая представляет собой государство как собственника, обычно через определенную исполнительную структуру; «организации среднего уровня», которая наделяется полномочиями со стороны верхнего эшелона управления; и самих государственных предприятий.

Другим важным явлением реформы в данной сфере является трансформация государственного предприятия в крупную группу производственных компаний.

На национальном уровне Государственный совет (или Кабинет) действует как «собственник в высшей инстанции» от имени китайского народа. Административными рычагами Государственного совета для исполнения функций собственника является Национальное административное бюро государственной собственности (НАБГС). Помимо НАБГС исполнительные органы высшего звена на муниципальном уровне созданы бюро по управлению государственным имуществом (БУГИ). Главной функцией органов высшего управления независимо от их местоположения является проведение в жизнь целей и задач управления имуществом.

Среднее звено обычно представлено управленческими компаниями государственного имущества провинциального и муниципального уровней (ГИПМУ), которые действуют по аналогии с современной холдинговой компанией.

Наконец, нижним звеном являются сами государственные предприятия (ГП). На рис. 6.3 (а, б, в) показано, как система управления государственными предприятиями эволюционировала со времени создания НАБГС в 1988 г. В прошлом, сразу после создания НАБГС, государственные предприятия управлялись по линии министерств (ведомств), ответственных за государственную собственность (рис.).

В настоящее время (2003 г.) система управления государственными предприятиями претерпевает существенные изменения (рис.). Помимо Национального административного бюро государственной собственности (НАБГС) на провинциальном и муниципальном уровнях созданы бюро по управлению государственным имуществом. Кроме того, предпринимаются попытки создать нечто вроде системы холдингов (ГИПМУ). Создаются советы директоров.

Объединение промышленных государственных предприятий в корпорации осуществляется постепенно и осмотрительно. Государство остается основным собственником данной формы предприятий, хотя допускаются и частные пайщики. Государство также остается мощным регулирующим органом и препятствует размыванию своих прав на предприятиях. Приватизация государственных предприятий осуществляется весьма осторожно, и главной ее целью является повышение эффективности экономики.

В будущем предполагается создание такой системы государственных предприятий, которая бы полностью соответствовала требованиям современной экономики и обладала уровнем конкурентоспособности, сравнимым с мировым.

Китай создает систему крупнейших промышленных холдингов, сравнимых с южнокорейскими чеболями, но при этом учитывает и старается избегать недостатков южнокорейского опыта.

Вероятно, китайские власти желают создать систему управления экономикой, сравнимой с японской и южнокорейской, хотя еще рано говорить о степени такой сравнимости. Дело заключается в том, что все три страны находятся на очень разных уровнях экономического развития и каждая из этих стран обладает (при всей схожести) разительной спецификой управления экономикой как на микро-, так и на макроуровне.

Сами китайские экономисты признают, что система реформирования государственных предприятий в Китае находится еще на самом начальном уровне. Китайские государственные предприятия остаются довольно низкоэффективными, хотя и играют важнейшую роль в экономике.

Китайские экономисты внимательно изучают опыт российской приватизации, пытаются найти положительные моменты в этом опыте, но в целом отвергают российский путь, считая его деструктивным. Действительно, при всей низкой эффективности государственного сектора китайские государственные предприятия остаются становым хребтом народного хозяйства страны, гарантом планомерного развития экономики. Неудивительно поэтому, что на нынешнем этапе даже термин «приватизация» намеренно игнорируется в китайской печати, хотя на практике китайские власти стремятся создать высокоэффективную экономику с преобладающей долей негосударственного сектора.