Роль такого толчка должна была сыграть революция 1911 г. И действительно, после революции заметно увеличила темпы роста промышленность. По терминологии У. Ростоу, период 1912-1949 гг. может быть определен как take-off (взлет), хотя все-таки справедливее мнение А. Фейерверкера, который считал, что до 1949 г. Китай оставался типичным доиндустриальным обществом (в 1933 г. инвестиции в экономику не превышали 5% от ВВП).
На этом историческом отрезке благосостояние населения практически не возрастало. Подавляющее большинство китайцев поддерживало и воспроизводило собственную рабочую силу на грани физического существования. Во время же Второй мировой войны (для Китая это были 1937-1945 гг.) уровень жизни большинства населения упал ниже границы выживания.
Общие темпы роста китайской экономики были невысокими. Быстрыми темпами росли промышленность и транспорт, но они имели
очень малый удельный вес в экономике и не оказывали существенного влияния на общее положение дел. К этому времени единый общенациональный рынок еще не сложился, а объем внешней торговли с учетом громадной численности населения был незначительным.
К 1949 г. до 90% населения было занято в традиционном аграрном секторе, который давал не менее 65% ВВП. Однако и несельскохозяйственный (городской) сектор отождествлять с «современным» было бы весьма затруднительно. В начале XIX в. к нему относилось примерно 12 млн. человек, или 3-4% от общего количества населения (примерно С 350 млн.).
На протяжении всего XIX в. городское население росло такими же темпами, что и общее население страны. Ускорение началось лишь в 1900-1938 гг., когда темпы прироста городского населения в два раза превысили общие. В 1938 г. в городах с населением свыше 50 тыс. человек проживали 27,3 млн. человек.
Согласно первой более или менее добросовестной оценке национального дохода Китая (1933 г.), сельское хозяйство давало 65% вновь созданной стоимости, промышленность — 10,5, торговля — 9,4, транспорт — 5,6, сфера услуг — 5,6, управление — 2,8, строительство - 1,2%.
Доля современного сектора составляла 12,6% от национального дохода, на традиционный сектор приходились остальные 87,4%.
Движение валового национального продукта в течение рассматриваемого периода показано в табл.
Движение ВНП определялось главным образом нестабильным развитием сельского хозяйства. Если в 1912 г. ВНП на душу населения составлял 113 юаней (в ценах 1957 г.), то в 1933 г. — 123 юаня, а в 1957 г. — 115 юаней.
С 1930-х гг. китайское правительство начало разрабатывать программы экономического развития. Это можно оценить как большой прогресс в сфере экономической политики и народного хозяйства в целом.
Многочисленные и грандиозные проекты преобразования китайской экономики имеются уже в работах великого Сунь Ятсена (1866-1925). Он предлагал развивать производительные силы страны и впитывать промышленную мощь иностранных держав: построить 100 тыс. миль железных дорог, 1 млн. миль автомобильных дорог, три крупнейших морских порта, сравнимых с Нью-Йорком, сеть каналов, мощную систему связи, развернуть индустриализацию, модернизацию аграрного сектора, производить массированные лесопосадки по всей стране. Планы Сунь Ятсена были величественны, но не слишком конкретны.
Пристальное внимание планированию экономического развития китайское правительство стало уделять с 1931 г. В июне этого года был создан Национальный экономический совет. В его состав входили бюро дорог, бюро гидроинженерных работ, комиссия хлопчатобумажной промышленности, комиссия по кооперации и ряд других.
В мае 1931 г. была провозглашена программа из 10 пунктов, основанная на принципах идей Сунь Ятсена, в которой определялись цели и задачи ряда государственных экономических проектов и детали планов развития промышленности и сельского хозяйства.
В августе 1931 г. был обнародован грандиозный десятилетний план, охватывающий проекты строительства морского флота, создания современной энергетики, сталелитейной промышленности и т. д. Однако после некоторых колебаний было решено принять более реалистичный трехлетний план, включавший самые неотложные проекты, такие как строительство дорог и водных систем. Помимо этого, имелись также планы промышленного и аграрного развития.
Экономическое планирование гоминдановского правительства Чан Кайши (вплоть до 1949 г.) руководствовалось идеями Сунь Ятсена и резко отличалось от идеологии послевоенных пятилетних планов коммунистов. Гоминдановцы рассматривали Китай как составную и неразрывную часть мировой экономической системы, оказывающую воздействие на положение в мире и находящуюся под ее влиянием. Вместе с тем на китайскую политику планирования воздействовали опыт СССР, а также Германии, внутренняя обстановка в стране и угроза японского нашествия.
Существует несколько попыток оценок темпов роста китайской экономики первой половины XX в. в целом и промышленности в частности. Особый вклад в эту сферу внесли китайские и американские ученые: Ф. К. Хун, Ван Фошань, У Паосан, Дж. К. Чен, Т. Дж. Равски, Д. К. Перкинс и др.