Первый пятилетний план (1953-1957) - страница 3


Создание системы управления советского типа. Государственные предприятия отныне функционировали в системе прямого регулирования и планирования.

Сельскохозяйственные и мануфактурные кооператоры, а также остатки частных предприятий косвенно регулировались через систему цен, займов, контрактов и налогов. Для сельских кооперативов были установлены директивные планы через государственные закупки аграрных культур. Если в 1952 г. плановые показатели распространялись на 115 видов продукции, то в 1956 г. — уже на 380.

С 1954 г. промышленные предприятия начали управляться из единого центра. С 1953 по 1957 г. количество таких предприятий возросло с 2800 до 9300 (16% всех предприятий, которые давали 49% промышленной продукции). Государство спускало предприятиям планы по 12 показателям: объем продукции в ценовом выражении, объемы основных видов продукции, внедрение новой продукции, основные технологические и экономические ограничения, план по снижению себестоимости, общее количество занятых, количество занятых на конец года, объем взаимных расчетов, уровень средней заработной платы, уровень производительности труда и прибыли.

К концу пятилетки количество плановых показателей предприятиям было снижено с 12 до 4 (объемы выработки основных продуктов, количество занятых, общая заработная плата и прибыль).

Уже с 1950 г. финансовая система стала высокоцентрализованной. 80% всех доходов расправлялись централизованно. Это распространялось и на систему капитального строительства: 79% строительства планировалось на центральном уровне и только 21 — на местном. Государственные инвестиции составляли 90, а частные — лишь 10%.

Высокоцентрализованной стала система торговли и материального снабжения. Все средства производства были распределены на группы по степени важности. В первую группу входили материалы, которые распределялись исключительно государством: сталь, медь, алюминий, цинк, олово, древесина, цемент, уголь, автомобили, металлорежущие станки и т. п. Прочие материалы распределялись департаментами регионального уровня. Если в 1953 г. централизованно распределялось 227 видов материалов, то в 1957 г. — уже 532.

В сферу центрального планирования вошли сферы труда, торговли и ценообразования.

С 1952 г. Министерство внешней торговли начало контролировать весь объем экспорта и импорта. При этом план импорта составлялся Государственной плановой комиссией, а план экспорта — Министерством внешней торговли после соответствующих консультаций с различными ведомствами.

Уже к концу первой пятилетки китайские экономисты начали обращать внимание на недостатки новой экономической модели, и прежде всего на ее негибкость.

За годы первой пятилетки промышленное производство возрастало ежегодно на 18%, а сельское хозяйство — на 4,8% в год, в результате чего ВВП страны в 1957 г. достиг 106,8 млрд. юаней, или 168 юаней на душу населения. В табл. приведены несколько иные, но схожие показатели.

За годы первой пятилетки ВВП вырос в 1,57 раза, увеличиваясь в среднем на 7,78% в год.

На данном этапе Китай сформировал плановую модель экономики по советскому образцу: упор на тяжелую промышленность за счет сельского хозяйства. Большое внимание уделялось развитию военной экономики. В течение 15 лет предполагалось завершить переходный период с целью создания основ социалистического общества, а к 2000 г. построить относительно высокоразвитое социалистическое общество.

К концу 1957 г. Китай за 2 года осуществил (в соответствии с советским опытом) практически полную коллективизацию сельского хозяйства и ремесленного производства.

В табл. приводятся данные динамики государственного бюджета, страны.

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что бюджет страны за 1950-1957 гг. вырос почти в 5 раз, при этом лишь два года были выполнены с отрицательным сальдо (1950 и 1956 г.).


Страницы: [1] [2] [3]