Восстановление послевоенной экономики


Восстановление экономики КНР начала с крайне низкого уровня развития, усугубленного разрушениями периода Второй мировой войны. По сравнению с 1937 в 1949 г. производство сельского хозяйства упало более чем на 20-25%, в том числе хлопка — на 48%, промышленное производство сократилось на 50-56%, в том числе тяжелая промышленность - на 70%, а легкая - на 30%.

90% населения проживало в деревне, и уровень развития аграрного сектора был крайне примитивен (табл.).

В 1949 г. доход на душу населения в Китае составлял $54 (66 юаней), или в 4 раза меньше, чем в России в 1917 г. Население страны составляло 541,7 млн. чел. Потребление зерна на человека составило 209 кг (для сравнения: в 1770 г. — 401 кг, а в 1933 г. — 266 кг).

Промышленность КНР давала в 1949 г. около 17% ВВП против 42% в России в 1913 г. Продукция машиностроительной промышленности в 1936 г. составляла только 2,2% промышленного производства страны.

В ноябре 1948 г., за год до победы китайской революции, на всей территории в освобожденных уже районах в единый Народный банк Китая были слиты Северный китайский банк, Банк Бэйхай и Северо-Западный крестьянский банк. С 1 декабря 1949 г. Народный банк Китая стал выпускать валюту народной республики — «женьминьби» (народные деньги) и обменивать их на гоминдановские купоны «цзиньюаньцюань».

Летом 1949 г. было запрещено хождение на территории страны золота, серебра и иностранной валюты. Спекуляция подвергалась жесткому преследованию. Частные банки были поставлены под контроль Центрального банка.

Уже к октябрю 1949 г. китайские власти столкнулись с гипертрофированной инфляцией: цены на основные товары в крупных городах повышались на 20-30% в день.

20 ноября 1949 г. можно назвать началом кампании шоковой терапии по-китайски, которая проводилась под жестким контролем правительства по заранее разработанному плану.

Государственные торговые компании в одночасье подняли цены до уровня черного рынка. В результате этого к 24 ноября цены в Шанхае, Ханькоу, Тьеицзине, Сиане поднялись в 3,7 раза. Дождавшись достижения пикового уровня цен, 25 ноября торговые компании начали выбрасывать на рынок крупные партии товаров, запасы которых были созданы заблаговременно. В результате уже 26 ноября цены начали снижаться, а еще через 10 дней упали на 30-40%.

Второй удар по инфляции был нанесен на финансовом рынке. Денежные спекулянты, совершавшие сделки с женьминьби, полагая, что новая национальная валюта будет так же дешеветь, как и прежние гоминдановские цзиньюаньцюань, брали в банках деньги в долг под большие проценты (100% в месяц). Однако когда уровень цен начал снижаться, спекулянты начали торопливо сбывать свои товары, дабы расплатиться с долгами. Этот увеличивающий выброс товаров еще больше сбивал цены. Начался процесс массового разорения. Одновременно государственные торговые компании скупали в больших количествах товары частного сектора для создания стратегических запасов и будущего регулирования цен.

Рекордный рост цен в ноябре 1949 г. и был той «шоковой терапией», в результате чего с инфляцией удалось в основном совладать.

Это не означает, что отныне с инфляционными процессами было покончено. Во-первых, в начале 1950 г. Китай подвергся нападению гоминдановских войск с Тайваня. Во-вторых, летом 1950 г. началась война в Корее. В-третьих, в декабре 1950 г. американское правительство наложило арест на все вклады КНР в США и объявило об эмбарго (а 2/3 внешней торговли приходились на Запад). Все это оказало большое влияние на раскручивание инфляционных процессов в Китае. Однако к концу 1951 г. экономическая конъюнктура в стране оценивалась как крайне благоприятная для частного сектора.

С самого начала новое китайское руководство взяло курс на создание советской экономической модели. Приоритетное развитие получил государственный сектор. Если в 1945 г. государственная промышленность произвела 27% объема промышленного производства, то в 1952 г. — уже 42%, возрастая на 57% в год.


Страницы: [1] [2]

Замена прокладки головки блока цилиндров

Прокладка гбц замена прокладки головки блока цилиндров.

car-motors.by