Достижение уровня средней зажиточности населения. Данная стратегия сводится к всемерному повышению материального и культурного уровня жизни населения страны. Формирование многочисленного среднезажиточного класса людей является приоритетной целью.
В 1979 г. была выдвинута задача достичь к 2000 г. уровня ВВП на душу населения в $800. На XII съезде КПК (1984 г.) эта задача была объявлена одной из приоритетных, а на XIII съезде (1987 г.) — уже второй по степени значимости.
Особенности регионального развития. С началом реформ Китай начал осуществлять принципиально новую стратегию регионального развития. В 1960-1970-е гг. существовали стратегия равномерного регионального развития страны, стремление подтянуть отсталые западные районы. В 1980 гг. китайские реформаторы основной упор сделали на резкий экономический прорыв наиболее благополучных районов востока страны, с тем чтобы этот прогресс постепенно перекинулся на остальную территорию. Пятью малыми китайскими драконами стали дельта реки Чжуцзян, юго-восточный район реки Минь (провинция Фуцзянь), дельта реки Янцзы, Шаньдунский и Ляодунский полуостровы.
Целью развития является сбалансированное региональное развитие. На пороге XXI в. китайские эксперты разработали три возможных варианта регионального развития: 1) увеличение разрыва регионального развития; 2) сокращение разрыва регионального развития; 3) стабилизация разрыва регионального развития. Оптимальным был признан третий вариант: восточные регионы должны передать свой динамизм западным без торможения своего развития. В течение некоторого времени разрыв между уровнем развития востока и запада страны будет продолжать возрастать. Однако со временем эта тенденция должна быть приостановлена и обращена вспять.
В своей политике регионального развития Китай стремится выработать особый подход к каждому из регионов. При формировании региональной стратегии следует руководствоваться не только спецификой природных, ресурсных и общеэкономических факторов, но также социальных. Менее развитые регионы отличаются низким уровнем индустриализации, науки и техники, культуры, образования, качества рабочей силы, слабым развитием рыночных отношений. Как правило, это регионы с богатыми природными ресурсами, но плохими погодными условиями.
Ставка на модернизацию. В 1995 г. было опубликовано «Постановление ЦК и Госсовета о необходимости быстрого развития науки и техники», в котором формулировалась настоятельная необходимость форсированной модернизации экономики. Была подчеркнута особая роль в судьбе страны науки и техники, образования, воспитания квалифицированных кадров, создания модернизированных отраслей экономики, не уступающих лучшим мировым аналогам.
В постановлении были определены цели и задачи в сфере сельского хозяйства и промышленности, различных областях развития новейших технологий. Наука и образование стали занимать ведущее место в политике, проводимой правительством Китая с самого начала возникновения КНР.
В первые годы КНР также провозглашались лозунги о необходимости создания научно-исследовательской базы, формирования высокоразвитой системы образования, создания атомной и водородных бомб, космических спутников и прочих новейших технологий того времени. Однако подобная политика не могла осуществляться в длительной перспективе. Из-за воздействия крайне левой идеологии экономика страны находилась, по признанию китайских экономистов, на грани краха. На знаменитом ноябрьском пленуме КПК (1978 г.), с которого и начались китайские реформы, Дэн Сяопин призвал направить усилия партии на создание мощной отечественной науки и техники и сформулировал концепцию модернизированного государства.
Дэн Сяопин считал основной задачей социалистического строительства развитие производительных сил. Реформирование китайской экономики должно быть нацелено именно на модернизацию, а это невозможно без системы мощного образования и квалифицированных кадров.
В связи с этим вспоминаю эпизод из своей жизни. Летом 2000 г. по любезному приглашению университета «Цинхуа» я стажировался в Пекине. По вечерам в прекрасном общежитии (3 комнаты на одного, все удобства, начиная с душа и заканчивая микроволновой печью) я занимался написанием учебника по микроэкономике. Материал я брал в прекрасной библиотеке университета, но кое-что привез из России.
Одним из лучших учебников по микроэкономике в России считается учебник под редакцией В. М. Гальперина. Так вот тогда меня сразили наповал следующие строки: «Примером поведения в поисках ренты может, в частности, быть массовое "движение середняка в науку", инициированное беспрецедентным повышением должностных окладов работников науки в 1946 г. С 1 апреля 1946 г. месячный оклад полного профессора устанавливался в размере 3,5-5 тыс. рублей (в зависимости от стажа работы) при средней месячной заработной плате в народном хозяйстве СССР 440 рублей и средней оплате труда колхозников 150 рублей. Целью такого решения было создание заинтересованности у талантливой молодежи для работы в научных учреждениях, прежде всего обслуживающих нужды ВПК. Результат был двояким. С одной стороны, советский искусственный спутник Земли был выведен на околоземную орбиту практически спустя 10 лет (1957), а первый полет Ю. Гагарин совершил еще через четыре года (1961). С другой стороны, в науку устремился поток ищущих ренты середняков, большая часть которых составляла балласт советской науки, освобождение от него, хотя и началось на рубеже 90-х гг., завершится, по-видимому, нескоро».
Сидя за столом у окна, в которое жарко веяла июльская пекинская ночь, слушая звон цикад и сверчков, я долго смотрел на эти строки, чувствуя себя полностью подавленным. «Нескоро... нескоро...», — прочитал я еще и еще и, взяв ручку с красной пастой, в сердцах приписал тут же на странице учебника: «Когда скончается русская наука!» — Затем подумал и добавил все той же красной пастой: «Как не совестно такое писать?!» — Я думал о моих земляках, коллегах-профессорах, которые получают теперь меньше $100 в месяц. Они вынуждены подрабатывать на нескольких работах одновременно. Тяжкий труд. Серые однообразные будни. Минимум отдыха. Ворчливая жена. Затравленные дети. Результат очевиден. Некрологи преподавателям с завидной регулярностью и частотой стали появляться на стенах университетов и библиотек. А чтобы писали учебники, «как надо», различные зарубежные фонды подпитывают кучку профессоров и доцентов. И как правило, в долларах.
И это не обязательно самые талантливые ученые. Просто им «повезло», и они сумели добраться до этой кормушки-фонда. Ну не те же ли это середняки при фондах? Но «благодетельство» фондов надо должным образом «отрабатывать». Чаще всего — под ненавязчивую диктовку западных коллег. И писать не в интересах развития России, а в интересах кого-то совсем другого. Если вы экономист и работаете при «кормушке», то обязаны быть правомерным либералом, придерживаться неоклассической парадигмы.