Как показывает мировой опыт, реформы только тогда оказываются успешными, когда население страны уверено, что они принесут повышение благосостояния. Так, например, было и в Японии. В конце 1950-х гг. архитектор «японского экономического чуда» Икэда Хаято объявил о «плане удвоения доходов» страны за 1960-1970 гг. Цель реформ, передвинувших за 10 лет Японию с 6-го места в мире по объему ВВП на 3-е, была заложена уже в самом их названии.
В дальнейшем мы подробно остановимся на выработке в Китае перспективных планов развития на 50 лет, а сейчас вернемся к периоду конца 1970-х гг. — периоду «западного большого скачка», во время которого уже разрабатывались стратегические направления развития Китая.
В экономике вновь обострились диспропорции между потреблением и накоплением, между сельским хозяйством, легкой и тяжелой промышленностью. Безработица в 1978 г., по официальным данным, превысила 20 млн. чел. В 1978 г. объем ВВП составил 362,41 млрд. юаней, или 379 юаней на человека.
С 1949 по 1978 г. китайская экономика в целом развивалась в соответствии с принципами советской экономической модели (с некоторыми модификациями в области планирования и товарно-денежных отношений).
К концу 1978 г. китайское руководство осознало неэффективность стратегии «западного большого скачка».
По определению китайских руководителей, во второй половине 1970-х гг. народное хозяйство «оказалось на грани катастрофы». Большинство предметов потребления стало дефицитным. За 20 лет (1957-1977 гг.) реальная заработная плата снизилась почти на 28%. Значительная часть населения находилась на грани голода. Карточная система распространялась почти на 50 видов товаров первой необходимости. Тем самым экономическая реформа оказалась жизненно необходимой. Ниже приведены две модели китайской плановой экономики кануна экономической реформы. В дореформенной китайской экономике ведущая роль принадлежала правительству.
Правительство проводило политику экономического развития через экономическое планирование и размещение ресурсов. Для облегчения экономического развития и планирования страна была разделена на 6 регионов: Северный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Центральный и Восточный.
В 1960-1970-е гг. этим районам было дано немного полномочий в области планирования экономики. Однако во время реформы роль региональных макроуправленческих структур возросла при сведении регулирующей роли центрального правительства к координирующим функциям (рис.).
Планы разрабатывались центральным правительством, а также на уровне 6 регионов. В центральном правительстве наиболее важную роль в экономической сфере играла Государственная экономическая комиссия. Эта комиссия координировала работу 22 министерств и осуществляла координацию экономического роста ведущих отраслей. В то же время региональные правительства были ответственны за планирование менее важных сфер экономики.
На рис. показана роль государства в экономическом развитии дореформенного Китая, как ее представляет американский исследователь Альфред Хо.
По мнению А. Хо, китайская экономическая модель работает следующим образом. В верхней части рисунка, выше горизонтальной линии, представлены четыре экзогенных фактора, которые влияют на систему, но не подвержены обратному влиянию, как это обозначено односторонними стрелками. Ниже горизонтальной линии обозначены основные эндогенные факторы, которые взаимодействуют друг с другом, как это обозначено двусторонними стрелками.
Погода (W) влияет на выпуск аграрной продукции (Xa), население (N) — на занятость в сельском хозяйстве (Nea) и занятость в промышленности (Nei). Политические факторы (Р) влияют на деятельность государства (В). Конъюнктура в зарубежных странах (F) влияет на китайскую торговлю (T).
В самой системе государство (В) является инициатором развития и занимает главенствующую роль. Для осуществления индустриализации государство регулирует занятость как в сфере сельского хозяйства (Nea), так и в промышленности (Nei) посредством программы управления рабочей силой. Государство обеспечивает выпуск сельскохозяйственного сектора (Xa) и перекачивает ресурсы из аграрного сектора в индустриальный сектор для форсирования промышленного производства (Xi) в соответствии с программой размещения ресурсов.
Государство регулирует сельскохозяйственное потребление (Сa) и промышленное потребление (Сi) в соответствии с программой рационирования, квотирования и распределения. Государство формирует сбережения, ограничивая потребление на низком уровне.
Государство регулирует внешнюю торговлю с целью компенсации внутреннего дефицита и излишков. Уровень инвестиций в аграрный сектор (Ia) определяется возможностями аграрного сектора и той долей прибыли, которую государство позволяет отрасли сельского хозяйства капитализировать. То же самое относится и к инвестированию в область промышленности (Ii).
Кроме того, существует свободный рынок (L), через который перекачиваются товары и услуги из аграрного и промышленного секторов для потребления. Похожую модель китайской и северокорейской экономической модели изобразил американский исследователь Сук Бум Ён на рис.
В данной модели, иллюстрирующей экономику Китая до реформы, экзогенные переменные обозначены прямоугольными фигурами, а эндогенные переменные — круглыми фигурами.
Между макроэкономическими моделями Сук Бон Ёна и А. Хо, несмотря на определенные отличия, много общего. Обе модели подчеркивают важность климатического фактора в процессе воспроизводства — явный показатель уязвимости экономической системы. Обе модели кардинальным образом отличаются от классической рыночной макроэкономической модели.