Не дай Бог, если вы приверженец кейнсианства — оно не в моде ныне в высокоразвитых странах Запада. Однако именно кейнсианство — практически единственный ныне способ вывести Россию из глубочайшей экономической прострации. Но подумайте же хорошенько о себе и станьте приверженцем неоклассики. Ведь вам платят деньги (чаще долларами) и финансируют командировки в США и Европу. А иначе — $100 в месяц с перспективой досрочного некролога.
В космос мы больше не летаем. Космические станции и подводные лодки тонут, телебашни горят. А середняк, покончив с наукой, двинул свои чугунные стопы в систему управления страной на всех уровнях. Чиновников развелось до жути. И когда президент страны с экрана телевизора бравирует своими тройками в университете (как же он вообще попал в такое привилегированное заведение?), то страну никак не ждет светлое будущее. Страна обречена на нищету, ибо без модернизации экономики будущее страны однозначно: «латиноамериканизация + африканизация» в северном исполнении. И рынок никакой не спасет. А учебник микроэкономики до сих пор стоит у меня на полке.
Но вернемся в Китай. Модернизация. В 1997 г. на XV съезде КПК стратегия модернизации страны обобщена и конкретизирована по ключевым направлениям развития экономики. С 1981 г. и до конца XX столетия в Китае внедрено около 440 тыс. крупных научно-технических проектов, из которых 75 тыс. на общегосударственном уровне. Что касается России, то после 1985 г. ни одного крупного научно-технического проекта осуществлено не было вообще. В первой половине 1980-х гг. Китай занимал 2% на мировом рынке высоких технологий, в 1989 г. - 4%, в 1995 г. - 6%, в 2002 г. - 7%.
Стратегия долгосрочного развития. В 1996 г. стратегия долгосрочного развития страны до 2010 г. была впервые официально включена в план 9-й пятилетки (1996-2500).
В 1992 г. на Международной конференции ООН по экологии и развитию в Рио-де-Жанейро было принято решение о формировании каждой страной мира собственной долгосрочной стратегии развития. Бывший премьер Китая Ли Пэн, принимавший участие в работе этой конференции, заявил, что Китай готов в ближайшем будущем представить мировому сообществу китайскую «Программу XXI в.». Не прошло и месяца после окончания конференции в Рио-де-Жанейро, как в июле 1992 г. при участии государства были основаны 52 научные организации с целью выработки перспективной программы развития Китая до 2010 г., а также до 2050 и 2100 гг.
К настоящему времени составлено 5 вариантов китайской «Программы XXI в.», а также вариант, составленный при официальном участии постоянной Сессии Госсобрания народных представителей. Таким образом, Китай стал первой страной в мире, опубликовавшей в 1994 г. «Программу XXI в.».
В июне 1996 г. китайская делегация участвовала в конференции ООН в Нью-Йорке, где был сделан «Доклад о долгосрочном развитии Китая».
В сентябре 1997 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь на XV съезде КПК в своем докладе еще раз подчеркнул важность выработки адекватной стратегии долгосрочного развития страны.
«Программа XXI в.» Китая состоит из 4 частей и 20 глав, в которых рассматривается 78 проектов.
Приведем основное содержание этих четырех частей.
А. Общие черты стратегии долгосрочного развития.
Здесь рассматривается 18 сфер осуществления проектов долгосрочной стратегии развития, ее закономерности и сущность, структура капитала, возможности и организации, участвующие в осуществлении стратегии развития. Подчеркивается, что осуществление данной стратегии должно определяться китайской спецификой.
Отмечается важность создания адекватной законодательной базы для защиты прав всех слоев населения: женщин, молодежи, национальных меньшинств, рабочих, интеллигенции и т. п.
Большое внимание уделяется совершенствованию макроэкономической политики, развитию передовых технологий, информационных сетей, подготовке образованных менеджеров для периферии.
Б. Долгосрочное социальное развитие.
Здесь рассматривается осуществление проектов в 19 различных сферах. Речь идет о проблемах населения, его доходах и расходах, социальных услугах, искоренении бедности, вопросах гигиены и здравоохранения, жилищной обеспеченности. Особое внимание уделяется долгосрочной политике планирования рождаемости, комплексным мерам по сдерживанию темпов рождаемости, ч увеличению средней продолжительности жизни, а также повышению образованности населения и т. п.
В. Долгосрочное экономическое развитие.
Эта часть посвящена разработке проектов в 20 сферах. Здесь затронуты проблемы аграрного развития, промышленности, коммуникаций, энергетического обеспечения. Особое внимание уделяется формированию социалистической рыночной экономики, гармонизации управления рыночными процессами, созданию новых рабочих мест, совершенствованию контроля.
Г. Рациональное использование ресурсной базы и охрана окружающей среды. Здесь рассматриваются проблемы охраны природных ресурсов и использования их в долгосрочной перспективе.
Стратегия развития западных регионов страны. В основе этой стратегии лежит идея Дэн Сяопина о «двух основополагающих ситуациях», впервые высказанная в 1988 г.
Суть «двух основополагающих ситуаций» заключается в следующем. Во-первых, восток страны, где основаны свободные экономические зоны, развивается стремительными темпами. Однако центр и запад Китая развиваются не столь динамично. Во-вторых, развитие страны достигло достаточного уровня, чтобы оказать стимулирующую поддержку менее развитым районам.
Китай — страна с огромной территорией, многочисленным населением. Поэтому крайне важно в определенные сроки достигнуть синхронного развития всех регионов. В противном случае неизбежно возникновение серьезных социальных проблем. КПК и китайское правительство рассматривают эту проблему в качестве одной из приоритетных и уделяют ей постоянное и пристальное внимание.