Основными задачами экономической стратегии были объявлены: а) оптимизация управления предприятиями; б) ускорение прогресса рыночных отношений; в) всестороннее углубление реформы; г) ускорение темпов экономического роста.
Призывы Дэн Сяопина к ускорению поступи реформ, критика левачества в экономике как «главной опасности» дали толчок новому раскрепощению сознания в области реформирования в Китае, включая и преобразование отношений собственности. Начиная с 1992 г. взрывной эффект был достигнут в деле привлечения иностранных инвестиций. На новый уровень вышли акционирование и развитие на этой основе рынка акций в Китае. Активизировался поиск путей реформы госсектора. Массовый характер приобрели преобразование мелких государственных и коллективных предприятий в частные и отказ псевдоколлективных хозяйств от «красных шапок», т. е. от формально коллективного статуса. В теории в эти годы идет широкое осмысление (с попыткой приложить к китайским реалиям) западной концепции «прав собственности».
Свершившимся фактом стало формирование в Китае многоукладной экономики, связанное с постепенным, но в целом весьма существенным ослаблением прежнего доминирующего положения в городской промышленности и коллективного сектора в сельском хозяйстве, с развитием как в городе, так и в деревне внушительной многоукладной индивидуальной и частной экономики, с появлением 300 тыс. предприятий с участием иностранных инвестиций, наконец, с акционированием некоторой части самих государственных и коллективных предприятий.
Только за период с 1992 по 1996 г. доля экономики, основанной на государственной собственности, в валовой промышленной продукции страны снизилась с 51,5 до 28,8%, доля экономики коллективной собственности выросла соответственно с 35,1 до 40,4%, а экономики необобществленных укладов — с 13,4 до 30,8%.
Важно констатировать отсутствие резких скачков в «деэтатизации» (разгосударствлении) ведущего сектора экономики страны — промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного перевода государственных предприятий в негосударственные. Эта очевидная специфика преобразований в Китае в сравнении с Россией, позволила полностью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.
За данный период ВВП вырос с 2161,78 млрд. юаней (1991 г.) до 7446,26 млрд. (1997 г.), а ВВП надушу населения — с 1879 до 6053 юаней.
И на третьем этапе экономической реформы экономический рост Китая достигался во многом в соответствии с рекомендациями кейсианской экономической школы: с помощью активного использования государственного бюджета, который продолжал оставаться перманентно дефицитным (табл.).
Четвертый этап экономической реформы (1998-2002 гг.) . На XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования «строительства социализма с китайской спецификой». Манифестом, провозгласившим открытие нового пути и создание новой теории строительства социализма с китайской спецификой, XV съезд КПК, оглядывая путь, пройденный за 20 лет реформы, называет выступление Дэн Сяопина 1978 г.: «Раскрепощать сознание, придерживаться реалистического подхода к делу, сплачиваться и смотреть вперед».
Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса «по всем азимутам», т.е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос — 34-39%, а экспортный спрос — 15-25%.
Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.
В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.
Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей по сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе.
Еще одним приоритетом потребительского спроса в ближайшие годы в Китае рассчитывают сделать жилье, ведь жилищное строительство, стимулирующее рост производства в промышленности стройматериалов и других сопряженных отраслей, вполне способно сыграть роль новой «точки экономического роста». Предусматривается полное прекращение практики бесплатного распределения жилья и самое активное использование ипотечного кредитования при покупке жилья по рыночным ценам.
На XV съезде КПК в 1997 г. было принято решение по реформированию государственных предприятий. Несмотря на падение за годы реформирования удельного веса государственного сектора в стоимости валовой продукции промышленности в целом (с 65% в 1985 г. до 33% в 1998 г.), позиции государственных предприятий оставались лидирующими в энергетике, производстве сырья. Ведущее положение государственного сектора в промышленности определяется также тем, что в его собственности находится около 16 тыс. крупных и средних промышленных предприятий. Составляя по численности во всей промышленности менее 0,2%, они обладали имуществом в 44,5% и давали в 1998 г. 43% прибыли всех промышленных предприятий.