«Большой скачок» породил серьезные проблемы. Во-первых, это диспропорция между накоплением и потреблением; во-вторых, диспропорция между промышленностью и сельским хозяйством; в-третьих, диспропорции внутри индустриального сектора; в-четвертых, дисбаланс между доходами и расходами.
Уровень жизни населения резко упал. Потребление зерна на душу населения снизилось на 20%, тканей — на 60, мяса — на 70%. Количество денег в обращении выросло более чем на 4/5. Резко обострился товарный дефицит.
В результате вплоть до 1966 г. Китай был вынужден заняться «упорядочением экономики». Летом 1960 г. Мао Цзэдун выдвинул лозунг: «Искать правду исходя из фактов».
Программа «упорядочения» экономики сводилась к следующим положениям:
1) стимулирование сельскохозяйственного производства и легкой промышленности;
2) сокращение объема капиталовложений до оптимального уровня;,
3) сокращение городского населения;
4) модернизация техники;
5) регулирование рынка и восстановление его жизнедеятельности;
6) регулирование внешней торговли;
7) совершенствование культуры, науки, изобретательства;
8) восстановление земельных угодий и рачительному их использованию;
9) оптимизация планирования экономики в пользу развития сельского хозяйства, легкой промышленности.
В результате этих мероприятий впервые в практике социалистического строительства легкая промышленность начала развиваться быстрее тяжелой. Так, за период 1963-1965 гг. среднегодовой прирост легкой промышленности составил 21,2%, в то время как тяжелой — 14,9%, а сельского хозяйства 11,1%. Норма накопления капитала была снижена с 30,8% (ВВП) в 1958-1962 гг. до 22,7% в 1963-1965 гг. Данные мероприятия оказали свое положительное воздействие на экономику. За период с 1958 по 1965 г. ВВП страны вырос с 102,8 до 171,61 млрд. юаней. К концу этого периода ВВП Китая составил 171,61 млрд. юаней, или 168 юаней на человека.
Неравномерность развития китайской экономики за период 1958-1965 г. сказалась на динамике государственного бюджета страны (табл.).
Как видно из данной таблицы, «большой скачок» нанес сокрушительный удар по балансу государственного бюджета: в 1958-1961 гг. возник устойчивый дефицит, который удалось преодолеть лишь в 1962 г.
Несмотря на все шатания и шараханья за 1958-1965 гг., в стране были достигнуты некоторые важные результаты. В промышленности создано 531 крупное и среднее предприятие, построен Дацинский комбинат в провинции Хэйлунцзян, на котором ежегодно добывалось 10 млн. т. нефти. В провинции Шаньдун построен нефтекомбинат Шеньли, а в провинции Хэбэй — комбинат Даган. В результате страна практически полностью обеспечила себя нефтью.
Создай ряд новых отраслей: судостроение, авиастроение, локомотивостроение. Китай стал производить собственные грузовики «Цзэфань» («Освобождение»), «Хуанхэ», «Юэцзинь» («Большой скачок»), а также автомобиль «Хунцы» («Красное знамя»).
Китай превратился в экспортера текстильных станков, которые начали поставляться в более чем 30 стран мира.
Быстрыми темпами развивались электроника и атомная энергетика. Построено 7200 км железных дорог. Протяженность автодорог возросла в 2,6 раза.
Количество морских судов страны увеличилось с 10 до 63. Установились морские линии с Юго-Восточной Азией, Европой и Африкой. Протяженность авиалиний увеличилась на 50%. Были построены несколько аэропортов: в Пекине, в Шанхае, в Гуанчжоу и Чэнду.
Открылось 30 институтов и университетов.