Экономическая реформа - страница 4


Начало реформированию государственных предприятий в Китае было положено публикацией в 1979 г. пяти документов, которые разрешали отобрать небольшое количество промышленных предприятий для проведения эксперимента. Однако лишь в 1984 г. эксперимент был расширен. Несколько позднее начали осуществляться новые формы ведения хозяйства в виде подрядной системы, аренды и акционирования. В соответствии с «Законом КНР о промышленном предприятии общенародной собственности» (1988 г.) предприятие получило право владения, пользования и распоряжения имуществом, предоставленным ему государством в хозяйственное управление.

Реформирование предприятий происходило неравномерно, вплоть до временной остановки в период урегулирования в 1989-1991 гг.

До начала 1990-х гг. крупные и средние промышленные предприятия лишь в небольшой степени были затронуты преобразованиями. Они по-прежнему в реальной жизни не имели необходимых прав в решении производственных вопросов, распоряжении фондами и даже оставления после уплаты налогов части прибыли.

«Правила изменения хозяйствования промышленных предприятий общественной собственности» (1992 г.), а затем решение о создании «системы совместных предприятий» были призваны стимулировать вхождение предприятий государственного сектора в рыночную экономику. На сессии ВСНП в марте 1993 г. была утверждена поправка к Конституции КНР, где государственные предприятия называют предприятиями, находящимися в собственности государства, а не управляемыми государством.

В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-фннансовой, валютной, ценовой систем и создание «системы современных предприятий». По новой системе налогообложения предусмотрена единая ставка подоходного налога — 33% от валовой прибыли, а до этого она составляла 55%.

Основным курсом реформирования государственной промышленности стала «система современных предприятий», в которой главное внимание уделено крупным заводам и фабрикам, поставляющим основную массу продукции. Для них разрабатываются меры по ликвидации долгов, увеличению инвестирования, улучшению системы руководства и управления. Создание «системы современных предприятий» предусматривает персонифицированную имущественную ответственность, обладателями которой, видимо, станут акционеры, выступающие в роли инвесторов. Проблема персонификации государственного пая является одной из самых злободневных, так как в этой роли не могут выступать ни прежние руководящие инстанции, ни органы управления государственным имуществом.

Углубление реформы потребовало необходимого разграничения имущественных прав между собственниками, инвесторами и хозяйствующими субъектами. Предполагается, что примерно 2 тыс. государственных предприятий ВПК, топливно-энергетических и других важных отраслей промышленности, являющихся монополистами, на долю которых приходится около четверти производства валовой продукции промышленности страны, будут превращены в корпорации при сохранении 100%-ной государственной собственности. В 9-й пятилетке (1996-2000 гг.) усилия были сосредоточены на преобразовании тысячи крупных предприятий, на них отрабатываются нормы статистической отчетности и инвентаризации.

Начиная с решений XIV съезда КПК (1992 г.) о создании системы социалистической рыночной экономики тенденция перевода государственного сектора промышленности на рыночные рельсы становится все более очевидной: трансформируются функции правительства, активно формируется рыночная инфраструктура, создаются правовая и социальная системы, что составляет неотъемлемую часть реформирования государственных предприятий.

Реформа государственного сектора промышленности должна выровнять предприятия по своему статусу, остановить беспорядочные расходы и инвестиции, решить проблему частного обогащения и исключить возможность растаскивания государственной собственности. В отчетном докладе Цзян Цзэминя XV съезду КПК (1997 г.) было подчеркнуто, что у части рабочих возникнут временные трудности в связи с реформированием государственной собственности.

Итак, в Китае предстоит наиболее трудная часть реформы — перевод государственного сектора промышленности на рельсы рыночной экономики. В государственном секторе на промышленных предприятиях заняты около трети рабочих и служащих, каждый шестой — скрытый безработный. Попытки закрытия нерентабельных предприятий очень болезненны, поскольку в старых промышленных районах и некоторых городах почти 80% населения занято на государственных предприятиях.

Материалы XV съезда КПК, 1-й сессии 9-го созыва (март 1998 г.) свидетельствуют о том, что проводимое углубление экономических реформ и становление «системы современных предприятий» станут ведущей силой социальных перемен и политических преобразований.

Подъем Китая по ступенькам прогресса и благосостояния не столь легок и прямолинеен, а сопровождается углублением и обострением множества проблем, и очень часто трудноразрешимых. В социальной сфере в 1990-е гг. стали давать о себе знать проблемы имущественного и социального расслоения бедности и богатства, низких доходов, занятости, безработицы и нарастающие трудности физического выживания десятков миллионов людей.


Страницы: [1] [2] [3] [4] [5]