Деньги: средство косвенного обмена


Вообразите относительно сложный, но небольшой ограниченный рынок, существующий до появления денег. Предположим, фермер хочет обменять излишки своей кукурузы на плуг, изготовленный кузнецом. У кузнеца есть плуг, но ему не нужна кукуруза; он нуждается в древесине, чтобы соорудить колеса для фургона для перевозки чугуна и угля. Торговцу древесиной не нужны ни плуг, ни кукуруза, а нужен дополнительный рабочий доставлять материалы, уже обещанные другим клиентам.

У местного мельника есть невыполненные заказы на кукурузную муку и на его шее сидит сын, располагающий свободным временем, но ему не нужны ни плуг, ни древесина. В этом сценарии существует предложение товаров и услуг, спрос на них, но их реализуемость трудная и тяжелая проблема.

Введите на рынок всеми желаемый товар, например, золото, и общие проблемы можно будет облегчить в процессе косвенного обмена. Косвенный обмен — это процесс межличностного обмена, в котором используется средство расчетов или ряд промежуточных шагов при обмене одной экономической ценности на другую. Фермер дает кузнецу золотые монеты в обмен на плуг. Кузнец обменивает все или несколько монет на древесину, чтобы соорудить колеса для своего фургона. Торговец древесиной нанимает сына мельника, оплачивая его труд золотом.

Сын мельника слышит от торговца древесиной, что фермер имеет кукурузу на продажу. Рассказав об этом отцу, он арендует фургон кузнеца, едет на ферму и покупает за золото кукурузу фермера. С использованием золота как средства платежа процесс межличностного обмена совершает полный оборот. У каждого оказывается нужный ему продукт, и все выиграли от обмена своих излишков или имеющихся услуг на более желанные излишки других. Золото, имеющее самостоятельную ценность, облегчило обмен, но оно не имело никакого отношения к производству.

Увеличьте сложность этого упрощенного примера до уровня современной рыночной экономики и станет очевидно, что без используемого всеми и приемлемого для всех средства расчетов торговый процесс был бы невозможен. Используемое всеми средство расчетов, независимо от принимаемой им формы, называется деньгами. Цитирую фон Мизеса: «Деньги — средство расчетов — наиболее легко продаваемый товар, приобретаемый людьми, потому что они хотят предложить его в более поздних актах межличностного обмена. Деньги — предмет, служащий как общепринятое и используемое всеми средство расчетов. Это их единственная функция. Все другие функции, приписываемые деньгам, лишь специфические аспекты их единственной первичной функции, функции средства расчетов».

Экономическая ценность денег на рынке в том, что они позволяют личностям продлевать период времени между продажей их изделий и приобретением изделий и услуг других. Люди приобретают деньги, потому что не могут немедленно удовлетворять свои потребности путем прямого обмена своих продуктов (включая услуги) непосредственно на другие продукты. Вместо этого они предпочитают держать деньги в ожидании возможности удовлетворить свои желания в несколько более отдаленной точке времени, используя их в косвенном обмене.

Это может звучать элементарно, даже тривиально. Но понимание роли денег жизненно важно для понимания экономического цикла. Обратите внимание: фон Мизес называет деньги «наиболее легкопродаваемым товаром». В этом описании отсутствует прямое указание на то, что деньги обладают экономической ценностью; они удовлетворяют осознанную потребность, признаются рынком как таковые и являются достижимыми. Чтобы быть «наиболее легкопродаваемой» экономической ценностью, деньги должны быть универсально желанными и иметь другие очевидные свойства: долговечность, мобильность и делимость. Кроме того, их количество должно быть ограничено.

Стоимость денег, как и любой другой экономической ценности, определяется рынком через закон спроса и предложения. Как и при любом другом обмене, мы уплачиваем «цену» за то, чтобы получить деньги в торговле. Однако эту цену нельзя выразить в денежно-кредитных терминах. Стоимость товаров и услуг измеряется в денежных единицах, а стоимость самих денег — это вопрос восприятия и суждения человека об их потенциальной покупательной способности. Обе меры стоимости могут быть определены только на рынке, управляемом спросом и предложением.

Отношение между предложением и спросом на деньги, которое фон Мизес называет «денежным отношением», определяется не в макромасштабе, а, скорее, совокупной суммой уникального контекста каждого человека и оценок, выражаемых на рынке. Хотите — верьте, хотите — нет, этот простой факт предмет спора экономических теоретиков с тех самых пор, как началось изучение экономики. Фактически многие экономисты даже вывели, что «денежного отношения» не существует.

Экономисты-классики Джон Стюарт Миль и Дэвид Хьюм считали, что деньги «нейтральны», подразумевая, что деньги не имеют экономической ценности в том же смысле, как другие товары и услуги, что они не имеют своей собственной движущей силы. Продуктом этой веры стало убеждение, что общий «уровень цен» на товары и услуги повышается и понижается пропорционально увеличению или уменьшению денежной массы в обращении. Это может звучать разумным, но на самом деле чрезмерно упрощено и, по сути дела, противоречит самой природе экономической деятельности.

Ошибка классицистов состояла в их воображаемом построении статической «равновесной» экономики. Экономика состоит из многих рынков; каждый рынок состоит из личностей или групп, занятых в процессе оценки и межличностного обмена, являющемся постоянным динамическим процессом. Единственная цель денег — облегчать торговлю при неопределенных и изменяющихся обстоятельствах. Более того, деньги сами по себе инструмент изменения. Вот как сказал об этом фон Мизес: «Каждое изменение экономических данных приводит [деньги] в движение и делает их движущей силой новых изменений. Каждое смещение во взаимном отношении обменных курсов между различными неденежными товарами не только вызывает изменения в производстве и... распределении, но и провоцирует изменения в денежном отношении и, таким образом, дальнейшие перемены».


Страницы: [1] [2]