Наличие у потребителя определенного образа предприятия, иначе имиджа фирмы, облегчает распознавание товаров и ус луг данной фирмы и, следовательно, их выбор.
Какова же возможная последовательность формирования образа фирмы?
Последовательность создания образа фирмы может опираться на следующие этапы.
1) Определение реальных характеристик фирмы
Выделив все достоинства и недостатки фирмы, можно сформировать «карту реальных характеристик фирмы».
2) Выделение типичного круга потребителей
На этом этапе необходимо определиться, стоит ли включать недостатки в имидж фирмы и какие достоинства должны быть выделены особо.
3) Выделение достоинств, важных для типичной клиентуры
Выделив реальные достоинства, необходимо отделить чисто технические характеристики данных достоинств фирмы и социальные черты данных сторон деятельности фирмы.
4) Формирование социальных характеристик фирмы
Социальные характеристики в самом товаре не содержатся они привносятся в него общественным мнением или целенаправленной кампанией самой фирмы по продвижению товара.
Например, социальными характеристиками фирмы могут быть:
В итоге реальные достоинства фирмы, коммерчески важные для потребителей, и привнесенные специалистами достоинства, также коммерчески важные для потребителей, составляют сконструированный специалистами по продвижению образ (имидж) фирмы.
Значит ли, что сконструированный специалистами образ фирмы точно отразится в сознании потребителей? Нет, хотя вся кампания по формированию общественного мнения должна стремится к этому.
В ходе кампании по продвижению образа потребители могут наделить фирму характеристиками, которые не были предусмотрены специалистами (например, рекламная кампания фирмы МММ под девизом «у МММ - нет проблем» создала впечатление об излишней самоуверенности фирмы и вызвала неосознанное раздражение, что, конечно, не планировалось специалистами).
Таким образом, имидж фирмы - это отражение в сознании потенциальных потребителей коммерчески важных реальных и привнесенных как фирмой, так и самими потребителями характеристик фирмы.
Следовательно, фирма должна стремиться к тому, чтобы ее образ в сознании потребителей как можно больше соответствовал образу, сконструированному специалистами фирмы.
Для выполнения этого сформулированы правила построения положительного имиджа Фирмы:
1) привнесенные характеристики должны вытекать из реальных достоинств фирмы;
2) точность адреса.
Имидж должен иметь точный адрес, т.е. привлекать определенные группы потребителей;
3) оригинальность.
Имидж должен быть оригинальным, т.е. отличаться от образов других фирм и легко распознаваться;
4) простота и понятность.
Имидж должен быть простым и понятным, не перегруженным информацией, чтобы легко запоминаться и свести к минимуму возможные его искажения;
5) пластичность.
Имидж должен быть пластичным, т.е. оставаясь неизменным в восприятии потребителей и легко узнаваемым, оперативно изменяться в ответ на изменение экономической, социальной, психологической ситуации, моды, а также под воздействием восприятия его потребителями.
Имидж фирмы формируется прежде всего средствами массовой информации.