Управленческое консультирование


Для большинства российских предприятий вхождение в рыночную экономику означает прежде всего овладение новыми инструментами хозяйствования, адекватными современным условиям. Одним из таких экономических инструментов является аудит маркетинга, входящий в комплекс управленческого консультирования предприятий.

Управленческое консультирование - это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений.

Отметим характерные черты управленческого консультирования.

Профессиональная помощь менеджерам

Управленческое консультирование обеспечивает профессиональные знания и навыки, касающиеся практических проблем управления. Консультант по вопросам управления накапли-вает путем обучения и практического опыта значительные знания различных управленческих ситуаций и приобретает навыки, необходимые: для решения проблем и обмена опытом; выявления проблем; нахождения нужной информации; анализа и синтеза; разработки предложений для совершенствования работы; общения с людьми; планирования изменений; преодоления сопротивления изменениям; помощи клиентам в накоплении опыта и т.д.

Совещательность консультирования

Консультанты в основном дают советы. Это означает, что они используются не для того, чтобы руководить организацией или принимать деликатные решения от имени менеджеров. Они - советники и не обладают непосредственной властью принимать решения об изменениях и претворять их в жизнь, отвечают лишь за качество и законченность совета; клиенты сами несут ответственность, которая проистекает из его принятия.

Независимость консультирования

Консультирование - независимая служба. Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные и объективные рекомендации относительно того, что следует делать клиенту, не задумываясь о том, как это могло бы повлиять на его собственные интересы. Это отчуждение имеет много аспектов и может быть в ряде случаев весьма деликатным делом.

Финансовая независимость означает, что консультант не заинтересован в том, как будет действовать клиент при расходовании своих финансовых средств, например при закупках того или иного товара. Административная независимость подразумевает, что консультант не подчинен клиенту и на него не распространяются административные решения последнего.

Политическая независимость означает, что ни руководство организации-заказчика, ни ее служащие не могут неофициально влиять на консультанта, используя политическую власть и связи, членство в политической партии и аналогичные способы воздействия. Эмоциональная независимость означает, что консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут существовать с самого начала консультирования или развиваться в ходе выполнения задания.

Управленческое консультирование в общем случае охватывает широкий диапазон областей и функций: общее руководство, управление финансами; организацию и управление производством: управление маркетингом и сбытом, управление кадрами и трудовыми ресурсами и пр. Таким образом, маркетинговый аудит - одна из важнейших составляющих подобной деятельности.

Аудит маркетинга - это целенаправленное управленческое консультирование по выявлению упущенных выгод от недостаточного применения комплекса маркетинга и разработке адекватной маркетинговой стратегии фирмы.

Поскольку аудит (audit - ревизия) - это подробный анализ всех сторон деятельности маркетинга от сегментации рынка до продвижения товара, то он должен опираться на проду-манную процедуру исполнения. Рассмотрим подробнее этапы осуществления маркетингового аудита.