Многие управляющие компаний рассматривают интервью исключительно как обмен вопросами и ответами. «Нас спрашивают, мы отвечаем». Исходить из подобного принципа - значит уступать инициативу журналисту. Следует помнить, что у журналиста не болит душа за интересы вашей компании, ему нужен хороший репортаж.
Интервью не является обычной беседой. Как уже отмечалось выше, интервью - это мегафон, направленный в сторону аудитории. Это очевидно, когда радиорепортер держит микрофон перед вами, но это верно и тогда, когда вы сидите вместе с журналистом и он делает пометки в своем блокноте. Вы снабжаете репортера ссылками и цитатами, задаете направление его репортажа.
При подготовке к интервью бывает полезно представить себе, что вы стоите на сцене перед тысячами ваших клиентов и задаете себе вопрос: «Что должны присутствующие запомнить о моей фирме?»
Чаще всего вы являетесь адресатом вопроса. Но в отличие от беседы, когда ваша задача состоит в простом ответе на вопросы, в интервью вы должны не только отвечать, но и направлять разговор. Вы должны всегда представлять себе, куда и как далеко можно заходить. У вас должны быть собственные цели и своя идея. Если репортер пытается перевести беседу в нежелательное для вас русло, вы должны уметь придать ей нужное направление. Отсюда - необходимость предварительной подготовки. Самая лучшая импровизация - это подготовленная импровизация.
В связи с этим рассмотрим основные факторы подготовки успешного интервью для прессы.
Предварительное знакомство со списком тем или вопросов
По возможности попросите журналиста направить вам по факсу список тем или вопросов.
Репетиция ответов
Затем «прогрейте мотор» и отрепетируйте ответы. Пригласите коллегу в качестве спарринг-партнера для обкатки вашей «роли». Большинство руководителей фирм не жалеют времени для подготовки к выступлению в «живом эфире» и стараются предусмотреть возможные вопросы и ответы. Между тем печатное издание, в котором появится ваше интервью, может достичь значительно более широкой аудитории, чем та, перед которой вы выступали. Поэтому значение предварительной подготовки еще более возрастает.
Главная идея интервью
Нельзя идти на интервью, не зная, что именно вы хотите донести до присутствующих, какое послание вы хотите им передать. Необходимо четко сформулировать главную идею вашего интервью, иначе вы упустите свой шанс быть услышанным.
Правило трех основных тезисов
Для лучшего раскрытия главной идеи удобно пользоваться правилом трех тезисов. Сформулируйте три основных тезиса и изложите их на бумаге. Эти три тезиса придадут вашему интервью четкую структуру и содержание под выгодным для вас углом зрения.
Честность и знание предмета разговора
Важными являются другие основополагающие правила успешного интервью: никогда не лгите, будьте всегда честны, не высказывайте предположений о том, чего не знаете. Вместо этого пообещайте журналистам вновь встретиться с ними через определенное время для ответа на такие вопросы и обязательно сделайте это. Лучше что-то недоговорить, чем услышать затем ссылку на себя.
Естественность
Во время интервью старайтесь выглядеть естественным и заслуживающим доверия.
Только позитивные оценки
Высказывайтесь положительно и избегайте негативных оценок как в отношении вашей фирмы, так и ваших конкурентов, поскольку подобные высказывания тут же попадают в разряд «плохих новостей» и журналисты будут с удовольствием ссылаться на вас. Следует запомнить, что ошибки и оговорки хорошо запоминаются аудиторией. Нет плохих вопросов - есть плохие ответы, поэтому заранее готовьтесь к самым «каверзным» вопросам и держитесь настороже.
Правило трех секунд
Как отмечает Терри Мэйо. ветеран американских теленовостей: «Будьте кратки. Если вы не можете уложиться в три секунды, вы, возможно, вообще не сможете изложить свою мысль. Подобное правило трех секунд хорошо подходит и для подготовки интервью для прессы. Отметим практические советы по проведению интервью:
Рассмотрим теперь особенности телеинтервью.