Центральной задачей маркетинга является вклад в сохранение и развитие предприятия как социально-экономической системы.
Для работы с продуктом наиболее существенными с точки зрения данной задачи являются следующие цели предприятия: объем сбыта, покрытие переменных и постоянных затрат, прибыль и экономия себестоимости, рост предприятия, доля рынка.
Оценка продуктов и программ возможна на базе различных критериев. Чаще всего используют показатели объема сбыта и покрытия затрат. В торговле добавляется скорость оборота товаров.
Анализ структуры сбыта
Анализ сбыта должен, прежде всего, показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов, а также показать отклонения от плановых величин и показателей за прошлые периоды. Следующая задача заключается в отнесении объемов сбыта к различным заказам, ценовым классам, клиентам, регионам, каналам сбыта и т.д.
Данные по сбыту могут указать на продукты, которые, возможно, следует исключить из производственной программы.
Для этого подходит концентрационный анализ; вариантом которого является так называемый ABC-анализ. Согласно этому методу продукция подразделяется на три класса по выбранным критериям (сбыт, прибыль, покрытие затрат).
Выводы, которые можно сделать с помощью ABC-анализа:
Анализ покрытия затрат
Расчет затрат и доходов относится к классическим методам анализа производственной программы. Различные программы дают разные результаты. Расчет затрат и доходов позволяет определить, какая программа (при выполнении определенных условий) принесет максимальный или достаточный с точки зрения предприятия доход.
Метод, основанный на базе частичных затрат (расчет покрытия затрат), представляет собой удобный инструмент с большими возможностями.
Покрытие затрат по продукту представляет собой часть от выручки, остающуюся после исключения прямых затрат для покрытия остальных затрат и получения прибыли.
Размер покрытия затрат можно рассчитать по разным объектам:
Метод позволяет выстроить последовательность продуктов в зависимости от размеров вклада, вносимого им в покрытие затрат предприятия.
Иногда имеет смысл производить продукт с отрицательным покрытием затрат, например, если в результате связей между продуктами приносится прибыль в другом месте. Усредненная себестоимость ряда продуктов в этом случае получила название «котловой» себестоимости.
Важен, особенно в торговле, учет загрузки «узких мест». Продукт с большим вкладом в покрытие затрат может связывать слишком много ресурсов, являющихся «узким местом» (в торговле, например, торговую площадь). В этом случае имеет смысл заменить его на другие продукты, которые в общей сложности приносили бы больше дохода.
Скорость оборота товаров определяется временем прохождения товара от его выпуска до продажи покупателю. Очевидно, что товары с наименьшим оборотом более предпочтительны для производства и торговли.
Рассмотрев оценку продукта потребителем и фирмой, проанализируем теперь этапы разработки продукта.