Особой была и остается американская система, окончательно сложившаяся совсем недавно. Мы рассмотрим ее здесь вкратце. Рассматривая американскую систему, мы вынуждены прибегать к понятиям и институтам, о которых более подробно мы расскажем далее, при описании других систем.
До 1861 г., т.е. до начала гражданской войны, право эмиссии банкнот принадлежало отдельным лицам и организациям, у которых было вложено в ценные бумаги по меньшей мере 100 000 долл. Во время войны федеральное правительство объявило о введении принудительного курса банкнот.
После принятия в 1863 г. Акта о национальных банках (National Banking Act) свобода эмиссии сохранялась при наличии некоторых ограничений, которые, однако, существенно не затрагивали принцип децентрализации банковской деятельности. Был создан аппарат, контролирующий обращение, представленный федеральным бюро при министерстве финансов, просуществовавшим до 1913 г.
Были учреждены национальные банки, которые могли выпускать банкноты, обращающиеся на всей территории Соединенных Штатов, в то время как существовавшие ранее банки штатов, деятельность которых регулировалась нормами отдельных штатов, могли выпускать банкноты, обращающиеся только в тех штатах, на территории которых они были эмитированы. Наконец, вошло в силу формальное обязательство обеспечения резервов при эмиссии банкнот.
Принятием Акта о Федеральном резерве (Federal Reserve Act) от 23 декабря 1913 г. банковская система США была обновлена. Эта система, несмотря на происшедшие впоследствии изменения, сохраняется в своей основе и сегодня и служит хорошо развитой капиталистической экономике и на стадии империализма.
Эта система зиждется на двух основных принципах:
а) наличие Центрального банка, концентрирующего резервы (поэтому она и называется Федеральной резервной системой, т.е. системой федерального резерва). Такая концентрация, однако, формально не нарушала традиционного принципа определенной децентрализации; поэтому совершенно справедливо говорилось, что была осуществлена скрытая централизация;
б) эмиссия банкнот была тесно связана с движением коммерческих ценных бумаг, предъявляемых для учета, поскольку от обеспечения ими зависела эмиссия банкнот (впоследствии в качестве обеспечения выступили и другие ценные бумаги). В связи с этим эмиссия опиралась на обширный рынок учитываемых ценных бумаг, а обращение стало функцией объема деловых операций. Заметим попутно, что подобную гибкость системы многие считали вредной из-за кумулятивного накопления отрицательных эффектов в периоды кризисов.
Для освещения должным образом пунктов а) и б) и для того, чтобы показать, хотя и в общих чертах, как сегодня действует Федеральная резервная система, необходимо учитывать изменения, происшедшие во время первой мировой войны и в последующие годы, даже если они и выходят за пределы периода, охватывающего существование золотомонетного стандарта. Среди наиболее важных мероприятий напомним Закон Гласса — Стигала 1932 г., изменивший структуру резервов, Акт о золотом резерве 1934 г., согласно которому золото было «стерилизовано», т.е. изъято из обращения, и были введены золотые сертификаты, Акт о банках 1935 г. (вошедший в силу в 1936 г.), реформировавший Акт о банках 1913 г., и закон от 12 июня 1945 г., в соответствии с которым были изменены резервы федеральных банков.
В 1968 г. была упразднена необходимость покрытия эмитируемых банкнот золотыми сертификатами, которое в 1945 г. равнялось 25 %.