Монопольная цена

Попытаемся прийти, насколько возможно, к ясным и легко доступным выводам. Чтобы прийти к ним, лучше, видимо, исходить из крайней посылки, противоположной той, которую мы рассматривали до сих пор, т.е. из посылки чистого монополиста, из предположения, сделанного Курно в 1838 г., и проиллюстрировать объяснения формирования цены на основе теории предельной полезности.

Тем не менее следует сразу же отметить, что позиция чистого монополиста в том случае, когда он действует в условиях конкуренции, отличается от его позиции в том случае, когда он действует в условиях преобладания монополии, т.е. сталкивается с другими монополистами, даже если они производят совершенно отличные товары. Это происходит в силу диалектической взаимосвязи между различными явлениями, о которой мы никогда не должны забывать.

Случай изолированного монополиста

Это крайний случай, исследованный Курно. Очевидно, что монопольный производитель, являющийся в данном случае единственным на рынке, ставит перед собой цель достичь максимальной прибыли или максимального дохода, разного разнице между общей выручкой (получаемой в результате умножения количества единиц проданного товара на продажную цену) и полными издержками производства.

Но как достигается этот максимум? Если на какое-то время мы абстрагируемся от издержек производства (известный случай с минеральным источником) либо примем их за постоянную величину на единицу товара, то они будут представлять собой постоянную функцию произведенного количества товара. В таком случае общая выручка будет зависеть от переменной цены, которую намерен установить монополист.

Отношение будет простейшим, если товар, по крайней мере на протяжении длительного отрезка времени, будет пользоваться твердым спросом, т.е. спросом, который не сокращается, даже если цена повышается (но может увеличиваться, если цена падает). Такое положение может быть в том случае, если монополист производит, например, лекарство от рака и, очевидно, сможет повышать и повышать цену товара, чтобы получить максимальную выгоду.

Однако мы знаем, что на основе явления, которое мы определили как эластичность спроса, если цена возрастает, спрос, как правило, сокращается, т.е. если монополист может устанавливать по своему усмотрению цену, то он не может одновременно устанавливать спрос. Поэтому он определит цену и количество товара для продажи с одновременным учетом этих двух переменных, конкретно изучив на рынке их функциональные связи, которые, как известно, изменяются в зависимости от вида товара. Монополист, таким образом, сможет установить такую цену, которая, помноженная на количество товара, принесет максимальную выручку.

Это явление легко изображается на диаграмме, представленной на рис.

Таким образом, наглядно представляется тот факт, что спрос практически равен нулю, если цена слишком высока (при цене OA, ОС — количество проданного товара), и вместе с тем потребление всегда представляет собой конечную величину, далее в том случае, когда цена равна нулю.

Естественно, что данный график отражает какую-то одну ситуацию. Отклонение, или угол между кривой спроса и осью абсцисс, может быть большим или меньшим, поскольку он определяет меру эластичности спроса. Максимальная величина достигается при той цене, при которой эластичность спроса равна единице.

Мы не хотим здесь усложнять текст формальными уточнениями, которые читатель может найти в приложении, написанном Ла Грассой.

Из вышеуказанного графика легко можно вывести второй, чтобы показать «максимум», которого может достигнуть монополист. Общую выручку, равную цене, помноженной на количество проданного товара, можно представить в виде кривой (рис), которая достигает максимума и затем падает.

Чтобы понять значение этой кривой, достаточно принять во внимание, что в ней непосредственно не отражена цена, поскольку выручка здесь является функцией проданного количества товара, но цена тем не менее присутствует, так как в соответствии с нормальной убывающей функцией спроса рост количества проданного товара (отлагаемого на абсциссе) свидетельствует о сокращении цены. И в любой точке кривой можно рассчитать цену как среднюю выручку, т.е. как частное от деления общей выручки на общее количество товара в данной точке.

Отсюда очевидно, что точка R3 представляет собой точку максимальной выручки, поскольку вплоть до этой точки средняя выручка растет, приводя к предельной выручке, и процесс этот прерывается как раз в точке R3; после этого продажа продолжается, но выручка постоянно падает. В общем, при количестве продаж ОР выручка максимальная; если же продажа продолжается (напомним, что цена постепенно падает), то доходы от количества РN (равного ОР) значительно ниже.

Естественно, что данный график является упрощением, поскольку монополист должен учитывать издержки производства, которые, как мы показали, в той части, где излагалась теория предприятия, как правило, изменяются в зависимости от количества продукции. Он должен учитывать и тот факт, что монополии в абсолютном смысле не существует.

Даже если капиталист является единственным производителем данного товара, есть другие товары, которые на рынке в большей или меньшей степени косвенно конкурируют с ним. Например, если чулки из нейлона или перлона стоят слишком дорого, то можно носить чулки из натурального шелка.

Существуют и другие факторы, которые монополист должен принимать во внимание.

Несомненно, к числу других факторов, которые в современном мире приобретают важное значение, относится тот факт, что при монополистической структуре спрос становится менее свободным, потребитель менее «суверенным» в своем выборе. Происходит это не только силу объективной структуры экономики, в которой все товары предлагаются на рынке в соответствии с решениями господствующих групп производителей, но также и в связи с той бешеной рекламной деятельностью, которую разворачивает монополист, стремясь изменить характер спроса, его эластичность в разных точках. Эластичность спроса, таким образом, приобретает, особенно в теориях маржиналистского характера, доминирующее значение.

На основе этих установок в теоретических исследованиях еще до 1914 г. были рассмотрены самые сложные и абстрактные случаи, как, например, «дуополия», которые занимают авторов старых учебников, но также гипотезы более реалистичных ситуаций, как, например, «олигополия», в которой несколько крупных предприятий предлагают один и тот же товар. Но ясно, что, если мы хотим быть более реалистичными, в эти гипотезы необходимо вводить другие условия, чтобы подойти к пониманию олигопольного рынка и тех сил, которые определяют формирование цен.



Osoko.ru

Atv 500 стальные диски osoko.ru.

osoko.ru