Очагом реакции как в теории, так и на практике оказалась Германия. К концу наполеоновских войн Германия получила государственную независимость, но не добилась национального единства — этой необходимой предпосылки для капиталистического развития. Нужно было, прежде всего, ликвидировать внутренние таможни. А их в Германском Союзе было 38. Таможенный союз, был создан в 1833 Г. Наиболее известным экономистом, защищавшим идею единого рынка, был Фридрих Лист.
Во время длительного пребывания в Англии и в Соединенных Штатах на протяжении 1825—1832 гг. он мог непосредственно наблюдать, как развивалась капиталистическая система хозяйства. Но одновременно он мог заметить и большие различия в исходных уровнях развития отдельных стран; последнее обстоятельство порождало необходимость учитывать не только ситуацию, существующую в данный момент, но и пути потенциально возможного развития.
Свои взгляды Фридрих Лист развил в работе «Национальная система политической экономии», опубликованной в 1841 г.
Лист выступил против попыток универсализации теории, развитой Смитом и Рикардо. Он утверждал, что существуют и специфические для различных наций и различных исторических периодов закономерности. Всю историю «наций» он схематически разделил на три периодам сельскохозяйственный, сельскохозяйственно-промышленный и сельскохозяйственно-промышленно-торговый. Лист считал, что свободная торговля полезна для нации в первый период, в то время как во второй и третий периоды полезна протекционистская система.
В Соединенных Штатах с аналогичными концепциями выступили Кэри и Паттен (особую известность получила книга «Экономические основы таможенной защиты»).
Поставленный ими вопрос можно коротко сформулировать следующим образом: что выгоднее, с чисто экономической точки зрения для страны, располагающей сырьем, — экспорт сырья или создание своей собственной промышленности.
Ясно, что, если исходить из потребностей будущего развития, а не из соображений текущего момента, то ответ мог бы быть только один — более выгодно создание собственной промышленности.
Но зарождавшаяся промышленность в такой стране должна была находиться в худших условиях, чем развитая промышленность других стран. Часто недостает капитала; необходимо импортировать оборудование; рабочие не обладают соответствующей технической подготовкой. Все это и создает необходимость защитить зарождающуюся промышленность.
Экономическая полезность защитных мероприятий в подобном конкретном случае была признана и Дж. Ст. Миллем, уточнившим концепцию Рикардо. Милль, писавший в. середине XIX в., не мог игнорировать процесс развития промышленности в ряде стран; он должен был признать, что единственный случай, когда только в силу экономических принципов можно защищать покровительственные пошлины — в особенности в стране, лишь недавно вступившей на путь промышленного развития, — это случай, когда такие пошлины носят временный характер и введены в ожидании развития в стране того же производства, что и заграницей, но приспособленного к условиям данного государства, поскольку превосходство одной страны над другой в производстве какого- либо товара объясняется только тем, что она первая приступила к производству указанных товаров.
Так утверждались все еще действенные принципы, исходившие из выгодности специализации и основанного на ней разделения труда в международных масштабах; выяснилось, однако, что эти принципы справедливы лишь При соблюдении следующего условия: ассортимент товаров, производимых в каждой из стран, должен быть достаточно обширен, причем он должен включать готовые изделия.