Как формируется цена на современном империалистическом рынке? Теория угловой кривой

Исходя из субъективистской теории и, следовательно, из маржиналистской концепции, нелегко получить такое определение цены, которое могло бы представить удовлетворительное объяснение действительности, если, конечно (как в случае с монопольной ценой), не сводить его к провозглашению принципов.

Если верно, что в практике рынка цена не является величиной неопределенной, то экономистам, примыкающим к субъективизму и маржинализму, не удалось найти формального теоретического решения, которое давало бы определение цены в условиях дуополии или олигополии, и это происходит как в силу неопределенности субъективного поведения, так и потому, что существует определенная взаимозависимость между решениями одного крупного предприятия и действительными или потенциальными решениями других, конкурирующих предприятий.

В попытках решения данной проблемы было выдвинуто немало предложений, ни одно из которых не привело к формально точному определению, предложений, повторяю, основанных как на анализе поведения предприятий, так и на анализе кривой спроса, известной олигопольному предприятию.

В некоторых теориях на основе анализа поведения предприятий либо утверждается, что целью крупного предприятия теперь является не получение максимальной прибыли, а получение надежной прибыли, стабильной во времени, либо говорится о максимизации продаж или о развитии предприятия. Мы несколько позже вернемся к этим теориям, поскольку они, хотя и связаны субъективистской постановкой вопроса, могут преодолеть традиционную маржиналистскую его постановку. То же самое можно сказать о применении теории игр. В то же время, как нам кажется, теория угловой кривой спроса не выходит за рамки традиционного маржиналистского толкования.

Подобная теория, правда, не претендует на объяснение формирования цен в условиях олигополии. Для того чтобы получить объяснение, которое формально было бы последовательным при исследовании максимальных точек, следует предположить, либо что существуют соглашения между олигополистами, благодаря которым последние выступают как монополисты, либо что среди олигополий существует господствующее предприятие, которое становится лидером других.

Теория угловой кривой спроса представляет собой попытку объяснить факт, вытекающий из наблюдений над действительностью, а именно, что олигопольные цены — твердые, т.е. они имеют тенденцию оставаться стабильными, даже если изменяются другие экономические параметры (общая конъюнктура, рост производительности и т.д.). Поскольку данное объяснение пользуется известностью, мы сочли полезным привести его здесь, в то время как о других истолкованиях речь пойдет только в приложении, написанном Ла Грасса.

Олигополисту известны общая кривая спроса на товар и кривая его рынка.

В случае чистой конкуренции мы видели, что расхождение между кривой спроса, как она предстает перед отдельным производителем, и общей кривой рынка существует в том смысле, что производитель не может воздействовать на цену, а может лишь подстраивать количество продукции к цене, предполагая, что при данной цене рынок поглотит все количество товара, которое он может произвести.

В случае монополии мы имеем кривую спроса, которая указывает монополисту, каков будет спрос при каждом уровне цены. Но когда на рынке выступает несколько олигополистов или даже только два, если изменяется цена, то нельзя определить, какая доля общего спроса сохранится за одной олигополией и какая отойдет к конкурентам. Это зависит от их поведения.

Можно, таким образом, изобразить две кривые спроса — D и D. Две кривые совпадают или пересекаются в точке, которая означает рыночную цену в определенный момент, предположим, равную 100. Если олигополист захочет увеличить цену со 100 до 120, то спрос, естественно, сократится, так как при цене 120 часть потребителей перестанет покупать, т.е. не предъявит спроса, уйдет с рынка, — так, как это показывает кривая общего спроса.

Но если существуют другие предприятия, которые либо не увеличивают цену, либо увеличивают ее в меньшем размере, то при цене 120 спрос на товары данного предприятия сократится намного больше, поскольку многие потребители, или клиенты, обратятся за покупками к конкурентам, если те не увеличат цену в том же размере. Если же, наоборот, одно предприятие снизит цены, а другие по какой-то причине оставят их на прежнем уровне, то первое предприятие привлечет потребителей других предприятий. Если же и они снизят цены, то первое предприятие приобретет потребителей не в результате их оттока от других предприятий, а потому, что на рынок войдут новые покупатели.

Если изобразить это явление графически, то мы увидим, что при цене 100 два вида спроса D и D пересекаются (рис).

Если наши рассуждения верны, то это означает, что если олигопольное предприятие повышает цены, то вполне вероятно, что другие предприятия не повысят цен вслед за ним, поскольку они привлекут таким образом на свою сторону часть потребителей данного олигопольного предприятия, т.е. увеличат объем продаж. Если же олигопольное предприятие понизит цены, то другие будут вынуждены последовать его примеру, и оно получит от этого небольшую выгоду. Это значит, что олигополисту выгодно поддерживать цену стабильной — даже если благодаря росту производительности труда

он мог бы понизить ее, — поскольку прибыли его увеличиваются.

В действительности, как утверждает данный тезис, кривая спроса олигопольного предприятия представляет собой комбинацию двух кривых спроса D и D, в результате чего получается кривая спроса А—Р—D т.е. кривая, образующая угол, или угловая кривая, изображенная на рис.

Исходя из маржиналистского анализа, эта теория тем не менее опровергает его предпосылки, поскольку кривая предельных издержек отрывается на величину угла от кривой спроса и не пересекается с кривой предельного дохода; но здесь мы не будем вдаваться в тонкости.