Олигополистический рынок

Примеры и рассуждения, приведенные выше, дают нам представление об этом вопросе, но оно недостаточно Даже для случая с чистой монополией. Наши рассуждения можно было бы продолжить на анализе других явлений — например, условий, при которых монополист может быть заинтересован или не заинтересован в расширении предприятия, т.е. вводе новых мощностей,— это позволило бы сделать дополнительные замечания.

Мы уже говорили, что абсолютная монополия — это исключение и что еще в прошлом веке экономическая теория исследовала случай дуополии, т.е. случай, когда рынок поделен между двумя продавцами. Были исследованы, правда, абстрактно, условия, определяющие при этом уровень цен и производства, на основании ряда гипотез касательно возможных отношений между этими двумя продавцами: конкуренции, зависимости, договоренности. Положения, выработанные применительно к дуополии, были распространены на олигополию, т.е. раздел рынка немногими крупными продавцами. Число возможных сочетаний возросло, и мы считаем излишним излагать здесь все их разновидности.

Был исследован также аспект спроса в случае единственного покупателя (монопсонии): из сочетания всех элементов спроса и предложения складываются условия рынка, или различные «климаты цен».

Иными словами, с абстрактной точки зрения были предложены теоретические решения, которые здесь нецелесообразно излагать.

Мы хотим рассмотреть лишь наиболее общие аспекты этой проблемы, придерживаясь реального положения капиталистического рынка, не вдаваясь в анализ всех вероятных случаев. В том типе рынка, в условиях которого мы живем, переплетаются различные позиции. Уже Сраффа указывал в вышеупомянутой статье, что даже когда существует множество мелких предприятий, внешне конкурирующих друг с другом, каждое из них в действительности располагает своим рынком, над которым оно осуществляет контроль, т.е. всегда существовали препятствия для конкуренции, которые представляют собой не легко устранимые «помехи», но стабильные причины дифференциации рынка, дробления его целостности, как она понималась в классической теории.

Это явление становится все более очевидным сегодня, когда немногие крупные предприятия играют роль направляющей силы рынка, раскалывая абстрактную целостность глобального рынка и создавая, даже на рынке одной отрасли, особые условия для групп предприятий и для отдельных предприятий. Иными словами, в настоящее время создалось положение, качественно отличающееся от положения, существовавшего 100 лет назад.

С другой стороны, в одной и той же отрасли промышленности несколько крупных предприятий могут создать относительную конкуренцию, предлагая ту же продукцию, но разного качества, нередко разного не по существу, а по внешнему виду, который выпячивается рекламой. Все это делается для того, чтобы оттеснить конкурентов или, если предприятия связаны между собой, использовать все возможности спроса.

Существуют и другие предприятия, менее эффективные, но развитые в капиталистическом смысле, которые подчиняются — и не могут поступать иначе — руководству рынком со стороны господствующих олигополистов, т.е. по сути дела принимают ту цену, которую установят последние; одновременно в той же отрасли промышленности могут существовать более мелкие и второстепенные предприятия.

Таким образом, создается сложный комплекс отношений, которые отражаются и на отношениях между капиталистами, и на отношениях между капиталистами и трудящимися, и между капиталистами и другими социальными слоями; и эта взаимосвязь четко проявляется также в политике цен. Мы уже упоминали работы Чемберлина и Робинсон; написано также множество других трудов, но дискуссия, естественно, не закончена.

Частные результаты, конечно, не могут быть удовлетворительными, поскольку гипотетически возможно бесконечное число случаев, занимаясь которыми невозможно прийти к решению проблемы.

Так и происходит, если до сих пор в академической теории явления анализируются не в их совокупности, а по отдельности, если они исследуются абстрактно, на основе субъективного поведения предпринимателя и на основе маржиналистской теории. Проблема же остается не решенной.