Фидуциарное обращение в США

Органами американской банковской системы являются: Совет управляющих федеральной резервной системы, обладающий функциями регулирования и контроля; он представляет собой центральный руководящий орган и, следовательно, является самым настоящим Центральным банком; 12 резервных банков, являющиеся периферийными органами и обладающие компетенцией в одном из 12 территориальных банковских округов, на которые подразделяется территория США; банки — члены федеральной резервной системы, т.е. все банки, изъявившие желание присоединиться к системе (для национальных банков, учрежденных в 1863 г., присоединение носило обязательный характер) и участвовавшие в капитале резервных банков в размере 6% своего чистого капитала.

Помимо национальных банков в федеральной резервной системе на тех же условиях участвуют банки штатов. При каждом федеральном банке существует должность уполномоченного федеральной резервной системы, являющегося представителем Совета управляющих.

Функционирование системы фидуциарного обращения банкнот может быть схематически представлено следующим образом.

Банки-члены предоставляют своей клиентуре кредиты непосредственно или через банки, неприсоединившиеся к системе, используя соответствующие кредитные орудия обращения или свои долговые обязательства. Таким образом, появляются гарантии, при наличии которых Федеральный банк получает от федерального уполномоченного банкноты; другая форма эмиссии банкнот связана с непосредственными операциями федеральных банков на рынке (непосредственный учет ценных бумаг или покупка государственных ценных бумаг), которые называются операциями на открытом рынке.

Банкноты возвращаются в федеральные банки при погашении кредита по вышеописанным кредитным операциям или в результате операций на открытом рынке в противоположном направлении (продажа государственных ценных бумаг и коммерческих векселей).

С учетом изменений, внесенных в систему в 1932 и в 1945 гг., федеральные резервные банки для того, чтобы получить банкноты от федерального уполномоченного, который имел на хранении банковские билеты федеральной резервной системы, должны были представить обеспечение в форме коммерческих бумаг, полученных от банков-членов при их переучете или в результате операций на открытом рынке; прямых векселей банков-членов, выставленных ими в качестве обеспечения под прямые займы, предоставленные им, при условии, что эти операции были обеспечены облигациями Соединенных Штатов; золота и золотых сертификатов (существуют два вида этих сертификатов, однако в данном случае речь идет о сертификатах, представляющих золото и, следовательно, обеспеченных золотым покрытием на 100%); обязательств Соединенных Штатов (ценные бумаги государственного долга, банковские билеты федеральной резервной системы и т.д.).

В отношении золота необходимо иметь в виду, что после принятия Акта о золотом резерве 1934 г. была введена обязательная для всех физических и юридических лиц передача золота федеральному казначейству, которое эмитирует под обеспечение сдаваемого золота новую серию золотых сертификатов.

Когда американские граждане становятся обладателями вновь добытого золота, они должны сдавать его в казначейство. Золотые сертификаты обращаются только между федеральными резервными банками и федеральным казначейством. Банковские билеты федеральной резервной системы, находящиеся в обращении, должны быть обеспечены золотыми сертификатами по меньшей мере на 25%. В 1968 г. это обеспечение золотом было упразднено.