«Помощь»

Первая система чрезвычайной помощи была создана в форме помощи ЮНРРА. Экономические функции ЮНРРА заключались в предоставлении бесплатных товаров в целях поддержания минимальной экономической деятельности в районах, опустошенных войной. Деятельность ЮНРРА вдохновлялась политическим духом Рузвельта и идеями сотрудничества между Объединенными Нациями. Это была международная ассоциация, в которой были представлены все страны, т.е. как те, которые помогали, так и те, которые получали помощь.

Было установлено, что те из Объединенных Наций, территория которых не была оккупирована врагом, вносят в фонд ЮНРРА 1 % национального дохода, полученного в течение года, предшествовавшего 1 июля 1943г. Считалось, что пожертвование минимальной части национального дохода будет более чем компенсировано теми экономическими выгодами, которые получат все страны от возрождения экономической деятельности.

С другой стороны, этим случаем воспользовались и для того, чтобы избавиться от военных запасов и навязать устаревшее оборудование и бывшие в употреблении товары, осуществляя таким образом операцию, которую я в свое время назвал демпингом по нулевой цене.

На основе помощи ЮНРРА было поставлено всем странам, получавшим помощь, т.е. включая Китай, Югославию, Австрию и Италию, товаров и услуг на сумму 3695 млн. долл. Соединенные Штаты внесли 2700 млн., Британская империя —900 млн. долл. Другой вид чрезвычайной помощи заключался в передаче военных излишков, т.е. военного снаряжения, не использованного во время войны, с оплатой в национальной валюте.

Но очевидно, что такая чрезвычайная помощь не могла разрешить проблемы долларового голода, т.е. долларового дефицита, который необходимо было преодолеть, чтобы дать возможность европейским странам обеспечить себя всем необходимым для развития собственной производственной деятельности. С другой стороны, в интересах капиталистической экономики Соединенных Штатов было, чтобы их экспорт не упал бы резко, что привело бы к тяжелому спаду в производственной деятельности в США.

Этим было обусловлено предоставление займов казначейством одной страны казначейству другой, как, например, предоставление в 1946 г. Экспортно-импортным банком США займа английскому казначейству на сумму 3750 млн. долл. или же предоставление займов Международным банком реконструкции и развития после его возникновения, но уже в ограниченных масштабах.

Большая помощь была предоставлена также по двусторонним соглашениям Соединенных Штатов с отдельными европейскими странами: сначала в форме помощи на принципах ЮНРРА, или временной предварительной помощи, позднее в соответствии с планом, известным как план Маршалла, и еще позднее в форме военной помощи или других видов помощи.

По плану Маршалла, как мы уже говорили, предоставлялась помощь, сначала временная, на основании Акта о помощи зарубежным странам от 17 декабря 1947 г. (Foreign Aid Act), затем в окончательном виде в соответствии с Актом об экономическом сотрудничестве от 1948 г. На основании последнего акта были созданы Администрация экономического сотрудничества и Программа европейского восстановления, а также европейские организации стран-участниц: Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) и Европейский платежный союз (ЕПС).

Мы не считаем нужным в данной работе убеждать читателя в большом значении этого плана, поскольку это касается главным образом вопросов экономической политики. Читатели могут получить полную информацию из многочисленных публикаций по данной проблеме.

Фактически оказалось, что потребность в стимулировании безвозмездного экспорта капитала не отпала с окончанием действия Программы европейского восстановления, предусмотренной на 1952 г. Поэтому появились новые различные учреждения под сокращенными названиями: MSA (Агентство взаимной безопасности), FOA — Управление заграничными делами), являвшиеся, по существу, той же самой организацией, которая от имени американского государства осуществляла распределение экспорта капиталов, главным образом в форме удовлетворения военных заказов на перевооружение, или в форме предоставления военных материалов, или продажи излишков.

В результате всей совокупности вышеперечисленных мероприятий государственный экспорт капитала из США в форме помощи и займов за период с 1945 до конца 1955 г. достиг стоимости 45 млрд. долл. (включая 4,5 млрд. долл. займов Экспортно-импортного банка).

В отчете управляющего Итальянским банком от 31 мая 1957 г. опубликована нижеследующая таблица, которая содержит данные о помощи, относящиеся к периоду после 1949 г. Данные о помощи банковских учреждений не включены.

Торговый баланс США в этот период всегда сводился с очень большим активом. Платежный баланс был также активным вплоть до 1958 г., несмотря на колоссальные государственные капиталовложения за границей

Однако положение менялось и изменилось радикальным образом с 1958 г., как показывают данные, приведенные в примечании. Соотношение сил между Соединенными Штатами и европейскими капиталистическими странами изменилось и сохраняется таким в настоящее время, как увидим позднее. Платежные балансы отдельных капиталистических стран нормализовались. Следовательно, были значительно смягчены ограничения, налагаемые на движение товаров, а частично и на движение капиталов и, следовательно, на валютные операции. В настоящее время, можно сказать, они исчезли совершенно.

Параллельно происходил процесс «либерализации» торговли, и одновременно валюты крупнейших европейских стран становились все более «конвертабельными». После 1959 г. была объявлена свободная обратимость для нерезидентов фунта стерлингов, франка, марки, лиры и других валют. Были заметно смягчены также и ограничения, налагаемые на движение капиталов.

Во Франции решению об обратимости франка предшествовала так называемая денежная реформа в декабре 1958 г., которая произвела дальнейшую девальвацию франка по отношению к доллару и ввела в обращение так называемый тяжелый, или новый, франк, эквивалентный 100 старым франкам. В августе 1969 г. была произведена следующая девальвация франка на 13% его стоимости.

Однако эти и другие события не изменили основные характеристики ныне действующих денежных систем, которые все еще регулируются Бреттон-Вудскими соглашениями.

К сказанному нужно добавить, что в основе системы предоставления даров и продажи излишков лежал простой механизм. Американские налогоплательщики предоставляли в распоряжение казначейства США через систему налогообложения ту утвержденную конгрессом сумму в долларах, которая требуется для оказания помощи. На эту сумму приобретаются товары на месте их нахождения (неважно, будут ли это сельскохозяйственные излишки или военные материалы), которые затем передаются стране, «получающей помощь» в соответствии с установленной конгрессом ее квотой на помощь.

Страна, получающая помощь, получает товар и переводит сумму, эквивалентную стоимости полученного товара в долларах, в специальный фонд, который должен служить для организации общественных работ, финансирования других государственных расходов или же, как это делается в настоящее время, почти исключительно на укрепление своей собственной военной мощи.