Что такое рынок в действительности


Всем известно, что рынок является следствием разделения труда, но это еще далеко не все. Так, например, первое разделение труда в первобытной общине не повлекло за собой появления рынка, поскольку подобное разделение имело чисто внутренний характер, основанный на возрастных и половых различиях: мужчины в первобытном обществе уходили на охоту, а женщины оставались дома, следили за порядком, поддерживали огонь, пытались организовать тогда еще примитивное хранение продуктов и ограниченное земледельческое производство, которое позволяло хоть как-то поддерживать существование в случае неудачной охоты или когда охотиться было невозможно.

Такое разделение труда еще не определяет меновых отношений. Разделение труда как источник обмена и причина появления рынка в широком смысле этого слова обрел свое значение позже, когда человек открыл, что животных можно приручить и получать от них молоко и иные продукты, начал обрабатывать землю. Все это исторически привело общество к разделению племен на скотоводческие, охотничьи, земледельческие; появилось производство, постоянно превышавшее непосредственные потребности человека, и произошло деление общества на классы.

Разумеется, на заре человечества разделение труда не носило еще четко выраженного характера. Оперируя абстракциями, не следует забывать, что в реальной действительности не все разложено по полочкам. Здесь уместно напомнить, что действительность подвижна и представляет собой совокупность связей, и если из этой совокупности мы хотим выделить главенствующие, то это еще не означает отсутствия у нее других аспектов.

Обмен приобретает определенную степень регулярности, когда, например, те, кто производят молоко и мясо, отдают овцу за зерно или, как это лучше видно из более позднего примера, когда домотканый холст, производившийся ранее в патриархальных семьях, в определенный момент начинает производиться в городе некоторыми социальными группами людей (ремесленниками), когда при разделении общества на классы происходит определенная дифференциация в потреблении.

Уже тогда начинается деление на отрасли, а позднее — на тип производства и виды продукта. Обмен вначале носит случайный характер и происходит в самой простой форме обмена товара на товар. Затем обмен становится все более привычным, совершается все более часто, порождает деньги как посредника при обмене. Но еще долгое время в истории человечества обмен товаров оставался явлением спорадическим, не определяющим. Достаточно вспомнить средневековые ярмарки: большой рынок устраивался раз или два в год, а повсеместно царило натуральное хозяйство.

В античные времена хозяева имели рабов, которые работали в эргастериях и производили оливковое масло и вино, предназначенные для потребления их греческими или римскими господами. Кроме того, рабы производили обувь, ткани, товары общего пользования; продукты, предназначенные для обмена, т.е. товары производились для потребления узкого правящего класса, а не для широких народных масс.

Вот почему в те времена исторически еще не возникло никакого экономического учения: для этого еще не созрели необходимые исторические условия. Даже если у Аристотеля мы и находим кое-какие намеки на такое понятие, как товар, это еще не значит, что рынок стал обычным явлением в жизни людей. Это явление утверждается, когда в средневековой общине появляется городской рынок. Рынок появляется тогда, когда свободные ремесленники средневековья начинают производить определенное количество товаров для городского рынка, основой которого является обмен тканями, предметами обихода и т.д.

Но «времена прялки» (даже жена Карла Великого сучила пряжу) длились еще века даже при наличии городского рынка. Как бы то ни было, а средневековый рынок во многом отличался от современного, например, тем, что товар производился по заказу, или, как мы сказали бы сегодня, господствовал особый вид разделения труда — по произведенному продукту.

Сапожник кроил кожу, вбивал гвозди, пришивал подошву — в общем, делал все, завершая свою работу полностью и выпускал изделие в готовом виде. Ремесленник являлся владельцем мастерской и владельцем произведенного им продукта, т.е. товара, который он нес на рынок. Меновые отношения этого товарооборота прекрасно определены Марксом: меняется один товар на другой. При этом типе товарооборота деньги выступают лишь в качестве посредника и только в исключительных случаях — как капитал. Этот тип обмена можно представить формулой Т—Д—Т (товар — деньги — товар).

В наши дни промышленное производство обуви основывается на поточном методе, когда работник выполняет одну операцию или часть операции, которые лишь в совокупности ведут к выпуску готового изделия. Сегодня работник уже не является владельцем производимого товара и тем более — средств производства. По этой и многим другим причинам, зависимость отдельного человека во всех его жизненных условиях от «рынка» все более увеличивается. Капиталистический рынок поэтому следует отличать от других типов рынка, но в нем, в свою очередь, следует выделять различные формы.

При историческом рассмотрении процесса становления рынка сразу видно, что реальная действительность не имеет ничего общего с формалистическим представлением о двух людях, совершающих обмен товарами: один человек предлагает орехи в обмен на инжир, совершается безденежная сделка, и из этого якобы развивается весь процесс обмена вообще. Подобные смехотворные вымыслы не имеют ничего общего и с абстрактным представлением о продавце и покупателе, действующих на равных началах и рассматриваемых как абстрактные единицы.

Даже в таких упрощенных гипотезах следует исходить из реального положения вещей. Общеизвестно, что с развитием рынка обмен приобретает всеобщий характер, и при этом в качестве посредника выступают деньги. Речь о деньгах пойдет дальше, хотя как возникла их первоначальная функция, известно каждому образованному человеку, и вопрос этот не требует особых уточнений. Известно также, что отношение, в котором товары обмениваются друг на друга, выраженное в деньгах, называется ценой.

Таковы общеизвестные положения, которые следует иметь в виду.