Потребительная стоимость и меновая стоимость


Приступим непосредственно к этому вопросу. Как уже было сказано, превращение продуктов в товар предполагает широкое разделение труда. Отмечалось, что всякий продукт, ставший товаром, в общественном смысле сохраняет также свою потребительную стоимость, иными словами, — способность удовлетворять ту или иную потребность человека.

«Природа этих потребностей,— говорит Маркс, — порождаются ли они, например, желудком или фантазией, — ничего не изменяет в деле». Совершенно ясно, что если бы товар не обладал способностью удовлетворять потребности человека, он не был бы произведен, а будучи произведенным, не был бы продан.

Однако именно в процессе обмена выявляется различие между потребительной стоимостью и стоимостью, которую называют меновой. Обмен происходит в том случае, когда товар перестает представлять для его продавца потребительную стоимость. Поэтому потребительная стоимость является необходимым условием существования собственно товара, но сама по себе еще не объясняет отношения, в котором различные товары обмениваются на рынке.

Далее мы увидим, что теория предельной полезности уже пыталась дать объяснение, привнося иное значение в понятие «потребительная стоимость», исходя при этом из предпосылки, что количество тех или иных товаров ограничено, тогда как это, напротив, должно было бы стать конечным результатом научного исследования.

Продолжим разговор о потребительной стоимости. Эта стоимость вытекает из способности товара удовлетворять те или иные потребности человека. Это свойство всегда было присуще продуктам труда. Наличие потребительной стоимости можно проследить на всех этапах человеческого общества. Ее можно обнаружить даже при первобытнообщинном строе, когда не существовало товаров для обмена.

Именно в таком обществе наиболее непосредственно проявляется экономическое значение этой категории. Когда развитие производительных сил находилось в столь зачаточном состоянии, что человеку с трудом удавалось вырвать у природы средства к существованию, именно на основе потребительной стоимости и отдельных потребностей человека происходило распределение труда между различными видами экономической деятельности: охотой, рыбной ловлей, войной и т.д.

Отсюда следует, что потребительная стоимость является универсальным свойством всех благ, поскольку они обладают способностью удовлетворять потребности человека. Установив для себя это, вернемся к нашему обществу простого производства товаров. Обычно его называют «простым товарным производством».

Оно характеризуется наличием производителей, которые обладают собственностью на орудия труда (и на другие средства производства) и которые обмениваются произведенной продукцией на рынке. Здесь мы сталкиваемся с новой экономической категорией — свойством продукта, которое не выступает столь очевидно, но в определенном смысле внутренне присуще самому продукту человеческого труда — категорией меновой стоимости.

Мы уже видели, что в этом обществе развитие производительных сил привело к производству какого-то избытка общественного продукта, превышающего естественную потребность человека. Это позволяет производителю обменивать продукты своего труда. Тот же самый процесс вызвал к жизни новые важнейшие явления — разделение общества на классы, разделение труда и обмен.

Таким образом, мы видим, что произведенный человеком продукт, имевший ранее только универсальный характер потребительной стоимости, теперь обретает новое свойство, которое позволяет ему быть предметом обмена; иными словами, появляется меновая стоимость товара.

Но для того чтобы мог произойти обмен товаров, как упоминалось ранее, должно произойти нечто парадоксальное: изделие не должно больше иметь потребительную стоимость для человека, который хочет обменять его, изделие должно превышать его потребность. Это, несомненно, справедливо для производства, работающего на рынок. Вот первое противоречие предмета, который при простом товарном производстве через обмен получает название товара.

Основная характеристика товара следующая: товар не должен иметь потребительной стоимости для того, кто его хочет обменять. Владельца (продавца) книги интересует потребительная стоимость вовсе не самой книги, а товара, на который он намерен обменять ее (например, на галстук). Этот же принцип действителен и для другого покупателя в отношении товара, который он хочет отдать (галстука), и в отношении товара, который он хочет приобрести (книга).

Так как невозможно сравнивать эти две потребительные стоимости, исходя из их абсолютного значения, вводится предварительно понятие предельной полезности, поскольку книга и галстук, кроме различия в физических свойствах, имеют различную субъективную ценность для двух партнеров по обмену. Однако для того, чтобы обмен мог состояться, необходимо чтобы в его основе лежало нечто общее, что связывало бы товары и определяло их меновую стоимость.

Поэтому «товар» является классическим образцом для диалектического анализа экономических проблем. Мы видим, как два противоречивых свойства одного и того же предмета сливаются в единое целое, которое раскрывается в таком социальном явлении, как рынок, где один товар встречается с другим.

Следующим шагом в анализе меновой стоимости должно стать раскрытие ее природы. Короче говоря, необходимо выяснить, что именно в противоречивом соединении потребительной и меновой стоимостей на рынке определяет диалектическое единство, представленное в товаре.

Необходимо подчеркнуть, что при простом товарном производстве, которое мы сейчас рассматриваем, обмен диалектически выступает как некий общественный акт. Индивидуальной здесь является лишь деятельность, посредством которой производитель изготавливает продукт, удовлетворяющий его потребности, и избыток продукта, который производительность его труда позволяет изготовить.

Общественным здесь является столкновение различных индивидуальных элементов, происходящее на рынке при обмене товаров. Теперь следует определить, что же создает меновую стоимость товара, что именно придает товару, явно лишенному какой-либо потребительной стоимости для его владельца, эту способность к обмену.

Орал москва

орал москва

mosseks.com

Покупательские тележки

покупательские тележки

www.torg-v-mag.ru