Эластичность спроса


Из этого наблюдения над фактически данным положением, субъективная школа пожелала вывести математически точное понятие, придать ему самое общее значение. Эластичность спроса, которая была определена как отношение количественного прироста (или сокращения) спроса на товар, когда понижается (или повышается) его цена, увеличению (или уменьшению) цены, или, при выражении в процентах, как отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению его цены.

В соответствии с этим утверждалось, что эластичность спроса равна 1, если снижение (повышение) цены на 1 % влечет за собой увеличение (сокращение) спроса на 1%; больше 1, если снижение цены на 1% влечет за собой увеличение величины спроса на 3% (равна 3), а если снижение цены на 1 % влечет за собой увеличение спроса только на 0,5 % — равна 0,5.

Эластичность спроса, определенная таким образом, всегда относится к определенной цене и в графическом выражении называется эластичностью в точке. Очевидно, что она не может быть равной для всех цен и, следовательно, во всех точках. А это уже ограничивает практическое использование такого понятия, как инструмент исследования.

Действительно, каждая точка спроса имеет различную эластичность, т.е. каждой цене соответствует особая эластичность спроса, которая зависит от распределения доходов.

Допустим, как это каждый может заключить из собственного опыта, что повышению цены товара на 10% соответствует сокращение потребления на 10%, а росту цены на 20% —снижение спроса на 16%. Какова будет эластичность спроса? 10:10 или 16:20? Эту трудность нельзя преодолеть, ни вводя среднюю эластичность спроса на товар, ни принимая эластичность в точке и предполагая вокруг нее различные бесконечно малые отклонения, как это пытаются сделать некоторые экономисты.

Каждому товару соответствует определенная линия, или кривая спроса, которая не является независимой от других, а каждая точка имеет свою «эластичность», зависящую от других кривых и отличную от эластичности, существующей в других точках. Поэтому данное понятие может быть полезным, если только его понимать в самом широком значении.

С другой стороны, речь может идти либо о потенциальных кривых эластичности, либо об исторических. Первые являются произвольными, поскольку невозможны различные одновременные изменения, вторые имеют совершенно другой смысл, поскольку они разворачиваются во времени, в течение периода, в котором изменяются многие условия.

Для большей простоты был использован искусственен прием, в котором эластичность считалась одинаковой во всех точках, и Маршалл на основе этого предположения разработал различные виды кривых спроса (названных маршалловыми) со степенью эластичности больше, меньше или равной единице. Особенно большое внимание было уделено типу кривой с эластичностью, равной единице во всех точках, или для всех цен товара. Поскольку в этом случае каждому снижению цены отвечает соответствующее повышение спроса, общие расходы покупателя остаются постоянными.

Графическое изображение этой кривой приводится на рис. 9. Перемножая координаты каждой точки, мы получаем постоянную величину. Чем менее эластичен спрос, тем меньше угол наклона кривой к оси абсцисс. В предельном случае нулевой эластичности кривая была бы параллельна оси ординат. Чем эластичнее спрос, тем больше угол наклона к оси абсцисс.

В случае бесконечной эластичности кривая будет параллельна оси абсцисс. На рис. 10 графически показан спрос с эластичностью выше единицы, а на рис. 11 — спрос с эластичностью ниже единицы (на оси ординат в обоих случаях указываются изменения цен, на оси абсцисс — изменения в объеме спроса).

Как мы уже говорили, невозможно изобразить спрос, если только это не чистая гипотеза, с различной эластичностью в разных точках, поскольку одновременно могут происходить изменения лишь в одной точке.

Однако такой спрос можно было бы легко представить, объединив различные кривые, как показано на рис. 12.

С понятием эластичности спроса связано понятие гибкости цены.

Последняя в математической формулировке определяется как величина, обратная эластичности спроса. Она измеряет влияние данного изменения спроса на цену.

Это понятие также может иметь значение только в самом общем смысле.

По нашему мнению, субъективная школа не внесла денного вклада в понимание действительности, если не считать создания некоторых инструментов, полезных для анализа частных явлений.

В самом деле, она ограничилась изучением изменений цен, и, хотя тщательнейшим образом разработала формальный аппарат анализа, она не смогла объяснить глубинную основу цен. Поэтому такие исследования могут быть полезны для конкретных целей и интересов капиталистического производителя, но мало дают для изучения экономики в целом.

У более поздних экономистов эти исследования индивидуальной кривой спроса заменены историческим анализом поведения кривой коллективного спроса, т.е. распределения потребления в зависимости от величины дохода, и историческим исследованием кривой спроса на отдельные товары. Эти исследования благодаря совершенствованию инструментов и техники статистического подсчета приобрели большое значение и могут быть полезными для практических целей и для целей экономической политики.

Они помогают выявить характер поведения, но не могут заменить теоретический анализ, объяснение целого, что было целью классической политической экономии и марксизма и что должно быть целью любой научной трактовки политической экономии.