Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.
Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.
Важнейшими элементами налоговой системы, формирующейся в переходной экономике, являются подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.
В плановой экономике подоходный налог, как правило, был пропорциональным, взимался по одинаковой налоговой ставке независимо от размеров личного дохода. Это было оправдано в условиях, когда дифференциация доходов ограничивалась административными методами. В условиях рынка дифференциация доходов населения значительно повышается. Поэтому для переходной экономики, как, впрочем, и для развитого рыночного хозяйства, более приемлемым является прогрессивный подоходный налог, который обеспечивает переложение определенной части налогового бремени на более обеспеченных людей и сглаживает разрыв в жизненном уровне различных слоев населения.
Социальная ориентированность налогообложения личных доходов усиливается посредством системы налоговых льгот и преференций социально-незащищенным слоям населения. Так, по Российскому налоговому законодательству для участников войны, инвалидов, граждан, имеющих детей и содержащих иждивенцев, устанавливается более высокий необлагаемый налогом уровень дохода. Не облагаются налогом пенсии и пособия. Предоставляются налоговые льготы многодетным семьям, одиноким матерям, имеющим двух и более детей, и т.д.
Налог на прибыль предприятий приходит на смену индивидуализированным нормативам, на основе которых определялись отчисления от прибыли в бюджет в дореформенной экономике. Эти нормативы дифференцировались в зависимости от прибыльности предприятий. Более прибыльным предприятиям устанавливались соответственно и более высокие нормативы отчислений в бюджет. Это снижало заинтересованность предприятий в получении прибыли.
В таких условиях само введение единого пропорционального налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие, усиливая влияние рыночной конъюнктуры на поведение производителей. Система льгот по налогу на прибыль, установленная для ряда приоритетных отраслей (пониженные ставки налогообложения, вычет из облагаемой прибыли средств, направляемых на техническое перевооружение и расширение производства) позволяет стимулировать прогрессивные структурные сдвиги в экономике.
Налог на добавленную стоимость заменяет так называемый налог с оборота — основной вид налога в дореформенный период. Налогом с оборота облагались по преимуществу только потребительские товары, причем по высоким и сильно дифференцированным ставкам. Это способствовало усилению структурных диспропорций в экономике, в частности гипертрофированному развитию производства средств производства за счет предметов потребления.
Налог на добавленную стоимость исчисляется по одинаковой ставке для всех производителей товаров и услуг. Это позволяет более равномерно распределять налоговое бремя, избегать диспропорций в уровнях цен на различные товары и других структурных диспропорций. В то же время некоторые особо значимые для народного хозяйства и массового потребителя виды товаров и услуг могут облагаться налогом по пониженной ставке или вовсе освобождаться от налога на добавленную стоимость, что стимулирует ускоренный рост в соответствующих отраслях.
Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду, что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике.
Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции.
Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с решением жизненно важных социально-экономических проблем.
Государственное регулирование экономики осуществляется различными институтами. Кредитно-денежное регулирование возлагается на центральный банк. Фискальное и бюджетное регулирование является прерогативой законодательных властей (парламент, дума), которые утверждают основные виды налогов, нормативы налогообложения, основные статьи доходов и расходов госбюджета.
Особый орган несет ответственность за антимонопольное регулирование (в России это Госкомитет по антимонопольной политике). Целый ряд министерств и ведомств осуществляет разработку разнообразных нормативов и стандартов, регулирующих различные социально-экономические процессы, протекающие в рамках народнохозяйственного комплекса страны.
Рассогласованные действия различных институтов, регулирующих экономическую активность, могут нанести существенный ущерб народному хозяйству. Например, многие экономисты полагают, что острейшие социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась Россия на начальных этапах перехода к рынку, в немалой степени были усугублены несогласованностью фискальной и кредитно-денежной политики. Высокие налоги и высокие нормативы обязательных отчислений в централизованные фонды (соцстрах, пенсионный фонд и т.п.), установленные с 1992 г., были призваны сократить дефицит госбюджета и тем самым сдерживать инфляцию.
Но одновременно это оказывало дестимулирующее воздействие на производителей, снижало их заинтересованность в развитии производства. В то же время мягкая кредитно-денежная политика (обилие льготных кредитов Центробанка, низкая учетная ставка процента, периодические компании по взаимозачетам долгов предприятий и т.п.) имела целью стимулировать производство. Но в тоже время такая политика способствовала раскручиванию инфляционной спирали. Результатом сочетания сдерживающей фискальной и стимулирующей кредитно-денежной политики в 1992—1993 гг. было углубление стагфляции — одновременное повышение темпов инфляции и сокращение производства.
Необходима координация деятельности различных государственных институтов по регулированию экономики на ба-.зе четко определенных целей и приоритетов социально-экономического развития. Эта задача решается посредством экономического программирования.
Экономическое программирование является особым методом регулирования, который нельзя отнести ни к экономическим, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным инструментам регулирования целенаправленный характер, координирует их применение для достижения заданных программной целей, приоритетов, структурных пропорций.
Разработка программ социально-экономического развития осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Но на этапе перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика. Эта связано с тем, что переход от плановой экономики к рынку не может произойти сам по себе, без активного участия государства в демонтаже прежнего хозяйственного механизма и в создании инфраструктуры рынка.
Для выполнения такой работы нужен план, программа перехода к рынку с выделением промежуточных этапов, определением целей и задач каждого из них, с развернутой разработкой системы мероприятий, комплекса инструментов регулирования экономики необходимых для успешной реализации ближайших этапов программы. В рамках общей программы перехода к рынку могут разрабатываться частные программы развития отдельных экономических процессов, институтов, регионов и т.п. Например, Государственная программа приватизации, программа государственной поддержки малого предпринимательства, программа конверсии военного производства и др.