Индивидуальное воспроизводство и инвестиционная деятельность предприятия в переходной экономике


Индивидуальное воспроизводство — это повторяющийся процесс непосредственной хозяйственной деятельности предприятий. Процесс индивидуального воспроизводства включает в себя, прежде всего, инвестирование определенной капитальной стоимости с заранее поставленной целью (как правило, эта цель состоит в конечном увеличении авансированного капитала, однако рынок заставляет для достижения этой цели произвести необходимые потребителю блага).

Далее процесс индивидуального воспроизводства предполагает некую аллокацию ресурсов и соединение приобретаемых материальных ресурсов с рабочей силой. Вслед за этим индивидуальное воспроизводство претворяется в некоторый технологический процесс по производству товара. Наконец, наступает стадия сбыта или реализации произведенных товаров, получения доходов, их распределение, осуществление всех необходимых платежей, следующее инвестирование капитал» и так далее, покуда живет данный производственный организм, питаемый движением капитала.

Особенности индивидуального воспроизводства определяются как общей экономической средой, так и характеристикой самого субъекта — предприятия. И то и другое очень специфично в переходной экономике.

Процесс воспроизводства на предприятии, его масштабы эффективность определяют не только судьбу этого конкретного предприятия. Расширение производства на отдельном: предприятии — это увеличение выпуска и продаж его продукции и в конечном счете рост его доходов. Выпуск новой» продукции означает дополнительное насыщение рынка. Распределение возросших доходов приводит, с одной стороны, к росту доходов домохозяйств и обусловленному этим расширению спроса, а с другой стороны, к увеличению за счет налоговых отчислений доходов государственного бюджета, т.е. основы финансовой стабильности и будущих расходов государства.

Сказанное означает, что решение многих задач переходной экономики как целостного экономического организма прямо зависит от положения дел на отдельно взятом предприятии, от осуществления воспроизводства и инвестиционной активности микроэкономических субъектов.

Если инвестиционная активность предприятия в плановой экономике предопределялась государственным планом и финансировалась государством, то в переходной экономике положение довольно быстро и кардинально меняется. Система директивного планирования разрушается, и предприятие начинает ориентироваться на сугубо рыночные критерии эффективности капиталовложений, используя в основном на эти цели собственные или заемные средства. Для предприятия это означает головокружительный прыжок из состояния почти полной стабильности и государственных гарантий в противоположное состояние неопределенности.

Однако было бы неверно сказать, что государство вообще перестает играть какую-либо роль в инвестиционной деятельности предприятия в переходной экономике. Напротив, эта роль очень велика, хотя это и не всегда осознается. Во-первых, не развита собственно рыночная инфраструктура, институты рынка, дающие для предприятия новые экономические ориентиры, источники и формы осуществления инвестиций. Значит, предприятие вынуждено в какой-то мере опираться на старый механизм хозяйствования.

Во-вторых, предприятие еще несет тяжелый груз старых экономических проблем, когда оно удовлетворяло потребности плановой экономики. Речь идет прежде всего о его размерах, формах организации и эффективности. Этот груз невозможно стряхнуть с себя в одночасье.

Вот почему в переходной экономике роль государства так велика. Дело здесь не только в обеспечении макроэкономической стабильности, о чем широко известно, но и в проведении своеобразной и активной микроэкономической политики, т.е. государственного регулирования микроэкономических «процессов, дающего новые хозяйственные условия для предприятий. Задача микроэкономической политики — обеспечить превращение планового предприятия в рыночного субъекта хозяйства, но не допустить при этом экономического хаоса, сохранить основной экономический потенциал страны и дать новые импульсы к экономическому росту через поддержку приоритетных направлений и стимулирование инвестиций.

Микроэкономическая политика в широком смысле включает в себя мероприятия государства в области налоговой, ценовой, кредитной политики, изменения в хозяйственном законодательстве, преобразования отношений собственности. В более узком смысле — это система мер по поддержке и развитию предпринимательства, а точнее, некоторых приоритетных секторов экономики или даже отдельных производств, испытывающих особые трудности в условиях становления рынка.

Естественно, что микроэкономическая политика государства в переходный период объективно не может выступать, как рука дающего для всех и каждого. Она должна ориентироваться лишь на достижимые цели, исходя из макроэкономических ограничений, соответствовать общенациональным экономическим интересам и стимулировать научно- техническое развитие.

Предприятие неизбежно ориентируется в своей инвестиционной деятельности не только на финансовые, но и на научно-технические ограничения. Можно сказать, что НТП образует естественную основу расширенного воспроизводства на предприятии. При этом приходится решать проблемы двоякого рода: во-первых, финансирование и организация новых научных исследований, во-вторых, продолжение или даже расширение производства уже освоенных продуктов серийного производства, если они продолжают пользоваться спросом.

Решение обеих названных проблем наталкивается на ограничения, обусловленные реальным положением дел в промышленности. Переходный период получил в наследство от плановой экономики высокую степень изношенности производственных фондов. Это дополнительно ограничивает инвестиционный потенциал предприятий, их возможности маневрирования инвестиционными ресурсами.

Для того чтобы решать одновременно сложные задачи обновления производственных фондов и ведения научно-технических разработок, необходимо искать пути соединения рыночных и нерыночных механизмов распределения ресурсов. Эта проблема существует всегда в более или менее настоятельной форме в любой рыночной экономике, но особенно актуальна она для переходной экономики.

Возникает парадоксальная картина. В начале переходного периода предприятие стремится как можно скорее избавиться от государственной опеки, но очень скоро выясняется, что без государственной поддержки и целенаправленной микроэкономической политики оно не может превратиться из звена плановой системы хозяйства в субъекта рыночной экономики. К этому же выводу подталкивает и характерный для переходной экономики, особенно российской, монополизм. Экономическая деятельность бывших социалистических заводов-гигантов концентрируется, прежде всего, не на приспособлении к рынку, а на его контроле, в том числе с помощью монопольно высоких цен, отвечающих только узковедомственным, но не потребительским интересам.

Названные проблемы заставляют поставить вопрос о том, а возможно ли вообще расширенное воспроизводство на бывших социалистических предприятиях в переходной кризисной экономике без постоянных государственных капиталовложений? Для ответа на этот вопрос необходимо подробнее рассмотреть новые взаимоотношения предприятия и государства.