Роль государства в развитии рыночной инфраструктуры торговли


Развитие новых форм и методов товарного обращения, кардинально отличающихся от применявшихся раньше распределительных методов материально-технического снабжения, встречает большие трудности на своем пути, так же как и все новое и непривычное. Кроме того, эта сфера, связанная с оборотом материальных ценностей и быстрым получением доходов, становится центром притяжения криминальных элементов и структур. Поэтому развитие рыночных методов торговли должно осуществляться под контролем и при поддержке государства.

С одной стороны, необходимо законодательное регулирование этой сферы, борьба с криминальными проявлениями и строгий контроль за соблюдением правил и норм торговой деятельности.

С другой стороны, необходима целенаправленная политика поддержки развития торговли. Она должна способствовать ускорению процесса формирования товарных рынков и уменьшению связанных с этим потерь и издержек. Как этого добиться?

Необходимы согласованные действия государственных органов по ряду направлений:

Особое внимание государство должно уделять созданию условий для развития конкуренции в оптовой торговле. Для этого нужно поддерживать новые частные торговые предприятия, фирменную торговлю и новых товаропроизводителей, особенно на рынке товаров народного потребления.

Опыт малой приватизации в России показал, что без конкурирующих между собой оптовых фирм, дающих розничному магазину возможность выбора поставщика и нужного товара по наиболее низким ценам, эффект от приватизации в розничной торговле может оказаться очень незначительным.

Государство должно содействовать через нормативные акты специализации бирж на торговле биржевыми товарами (об этом — ниже), увеличению доли товаров, реализуемых на биржах, с тем чтобы обеспечить наилучшее выявление спроса и предложения, способствовать выравниванию цен по различным регионам страны, что позволило бы стабилизировать цены на основе их официальной котировки.

Государство должно развивать и иные формы организованных рынков, которые не под силу одной, тем более молодой торговой фирме. Это — оптовые ярмарки для самой разной продукции промышленности, а также городские оптовые рынки для скоропортящейся продукции. Для развития этих и подобных им форм рыночной инфраструктуры требуется государственная помощь в обеспечении их необходимыми помещениями, оборудованием, коммуникациями, привлечению для их финансирования заинтересованных производителей, торговых предприятий и банков, формированию на государственных и смешанных предприятиях сильных коммерческих служб, выполняющих функции сбыта и маркетинга.

Меры государственного регулирования торговли и стимулирования рыночной конкуренции необходимы не только для внутренней торговли, но и для внешней. Для России это имеет острую актуальность, т.к. ее внешний рынок состоит из двух различных сфер. Это так называемое «дальнее» и «ближнее» зарубежье.

Последнее состоит из республик бывшего СССР, ныне — самостоятельных государств. Ясно, что Российское государство должно принимать все меры для содействия торговле с бывшими советскими республиками, ибо экономические связи между ними складывались десятилетиями, превратившись в тесную взаимозависимость. Разрушение этих связей в переходный период очень болезненно для всех, в том числе для российских предприятий.

Поэтому направлениями экономической политики государства в области внешней торговли являются:

Ключевой подход к торговле с третьими странами должен состоять в том, что даже в такой масштабной экономике, как российская, экспорт необходим и важен для преодоления кризиса и дальнейшего экономического роста, поскольку внутренний спрос является вялым и будет еще долго таковым.

Поэтому государственные меры по ограничению экспорта (лицензирование и экспортные пошлины) следует применять по ограниченному кругу товаров: в основном — оборонного назначения или тех, цены которых ниже мировых в пересчете по действующему валютному курсу, — для сохранения стабильности (или ограничения роста) внутренних цен.

Необходимо сводить к минимуму дискриминационные меры по отношению к экспорту. Чтобы было ясно, о чем идет речь, приведем иллюстрацию от реальной жизни. Так, до июля 1992 года экспортеры в России наказывались обязательной сдачей валюты по курсу, который был ниже рыночного. В дальнейшем государство стало требовать от них сдавать половину своих валютных поступлений Центральному банку, но уже по рыночному курсу. В результате экспортеры стали прибегать к бартеру и другим средствам обхода этого требования, ибо не хотели иметь рублевые активы в инфляционной ситуации.

Поэтому такой порядок был вскоре отменен и введем единообразный тариф в 15%, главным образом из фискальных соображений. Кроме того, тарифы на экспорт могут служить в переходный период для определенной защиты малорентабельных предприятий. Однако к величине тарифа надо подходить взвешенно.

Мировой опыт показывает, что высокие экспортные тарифы (свыше 25%) неэффективны даже как переходная мера: они ложатся тяжелым налоговым бременем на экспорт и одновременно защищают отрасли с низкой эффективностью производства (неэкспортеров), нарушая рыночные пропорции торговли.

Государственные заказы, используемые для выполнения двусторонних торговых соглашений, заключаемых Россией с республиками бывшего Советского Союза, стали обычным явлением в переходной экономике. Они призваны поддержать двустороннюю торговлю. Необходимость в такой практике отпадает, когда внутренние цены сравниваются с мировыми.

Для осуществления торговли на экономического пространстве бывшего СССР необходимо регулировать и укреплять платежные механизмы, чтобы на платежи между коммерческими банками, находящимися по разные стороны границ, уходили дни, а не месяцы. Необходимо регулировать допустимый размер задолженности каждого участника, облегчать конвертируемость валют и принимать другие возможные меры, чтобы избегать возможных дисбалансов и появления «нахлебников» в торговле по государственным соглашениям.

Поддержка экспорта является важным направлением структурной и внешнеторговой политики государства в переходной экономике. Защищая отечественные фирмы-экспортеры, государство должно бороться за отмену дискриминационных ограничений, действующих против отечественных экспортеров на мировом рынке.

Одновременно государство вправе вводить экономически обоснованные импортные пошлины по ряду товаров для поддержки отечественных производителей. Защита национальных экономических интересов, в том числе интересов отечественных производителей и торговых фирм, должна быть стержнем внешнеэкономической политики государства.