Проблема предпринимательства для переходной экономики


Вопрос о предпринимательстве занимает странное положение в экономической теории — о нем много говорят, но редко определяют. Существует представление, что предпринимательство вообще не является экономическим вопросом, а относится к социологии, психологии или социокультурной сфере. Но все же есть давняя традиция понимания предпринимательства как явления экономического. С этой точки зрения мы и будем подходить к нему в данной главе, не отвергая других подходов.

Переходное состояние экономики России актуализировало проблему предпринимательства, что имеет свои особые «российские» причины. Опыт нескольких лет реформ, с одной стороны, распространение идей, интерпретирующих развитые формы рыночного хозяйства, с другой стороны, приводят к пониманию того, что основным фактором динамизма рыночного хозяйства, его высокой способности пластично изменяться, является не столько рынок сам по себе, а предпринимательство, как необходимая его составляющая.

Такое убеждение стало широко распространенным, хотя при этом делается немного попыток определить, в чем заключается особый смысл, содержание предпринимательства и его влияние на экономику.

Все это хорошо согласуется с идеей классика современной микроэкономической теории А. Маршалла (1842—1924) о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Маршалл отверг признание конкуренции в качестве такого- главного свойства, что на первый взгляд может казаться странным, поскольку именно она представляется центральным моментом во всех теоретических рассуждениях о рынке.

Он обращает внимание на другое свойство рыночной экономики — «свободу производства и предпринимательство». Понятно, что это свойство тесно связано с конкуренцией, но- оно нетождественно ей. Более того, в отличие от конкуренции, которая характеризует скорее общее свойство экономической среды рыночного хозяйства, «свобода производства и предпринимательство» подчеркивает позитивный пункт движения рыночной экономики. Однако сам Маршалл затем не развил это положение специально, сосредоточив свое внимание больше на том, что характеризует конкуренцию, делая лишь случайные, но иногда очень глубокие замечания в адрес того свойства рыночного хозяйства, которое он определил как коренное.

Современные суждения о рынке и предпринимательстве страдают обычно той же недоговоренностью в вопросе о предпринимательстве. Но все они интуитивно признают за предпринимательством роль решающего фактора в развитии рыночной экономики.

Что интересует российских экономистов в предпринимательстве?

Прежде всего, интерес этот связан с особенностью переходной экономики России. Прежняя «советская», или «социалистическая», система не содержала в себе такой феномен, как предпринимательство во всяком случае не содержала его как типичный и достаточно массовый элемент системы.

Поэтому переход России к рыночной экономике означает, в частности, то, что предпринимательство должно быть «создано» или должно «возникнуть». Развитые рыночные системы имеют дело с налично существующим — «готовым» — предпринимательством. Они давно прошли период его рождения.

Поэтому проблемы его возникновения, истоков, предпосылок появления интересуют экономистов здесь значительно меньше, чем в России, где возникновение и развитие предпринимательства — такой же важный элемент рыночной реформы, как либерализация цен и хозяйственных связей, формирование инфраструктуры рынка. Поэтому, несмотря на ее новизну, интерес к проблеме оказывается более широк именно в России.

Современная Россия с неразвитым предпринимательством имеет и некоторое преимущество в возможностях исследования предпринимательства, поскольку для нее существует акцент на проблемах его «возникновения». В условиях стабильного рыночного хозяйства, где предпринимательство является естественным налично существующим элементом общественного организма, некоторые его свойства — иногда очень важные — не замечаются, как, например, не замечает здоровый человек своих автоматически действующих органов — сердца, печени.

Поэтому переходное состояние экономики и объективно — в «материи» происходящих изменений, и субъективно — в направленности сознания на всю совокупность происходящих изменений, содержит в себе более глубокие возможности проникновения в природу предпринимательства.