Объективные основы перехода российской статистики на систему национального счетоводства


Почему российская статистика переходит ныне на СНС? Ответ на поставленный вопрос чрезвычайно прост: такой переход обусловлен превращением российской (СНС) экономики в рыночную по мере ее реформирования. И столь же сложен сам переход, так как различия между двумя системами счетоводства в плановой и рыночной экономике весьма существенны.

СНС — это статистическая модель рыночной экономики. Как таковая, она представлена всеобъемлющей системой взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей. Она охватывает и упорядочивает данные, описывающие все аспекты и фазы воспроизводственного процесса, все экономические операции всех экономических субъектов, все активы и пассивы. СНС зародилась в 30-е годы XX века и сформировалась к 40—50-м годам.

В ее разработке принимали участие крупнейшие ученые мировой экономической науки. В составление и совершенствование методологии баланса народного хозяйства весомый вклад внесли и советские экономисты 20-х и последующих лет. В разработке в 30-е годы теории количественного определения уровня национального дохода велика роль Национального бюро экономических исследований США.

В послевоенный период большой вклад в разработку и всеобщее распространение СНС внесли международные организации (ООН, ОЭСР, МВФ, ЕС и др.). Так, в начале 50-х годов ООН опубликовала новый международный стандарт с рекомендациями по составлению взаимосвязанных счетов для экономики в целом. В 1968 г. Статистическая комиссия ООН одобрила более совершенный вариант СНС, который интегрировал в свою структуру ряд смежных систем макроэкономической информации: межотраслевой баланс, показатели движения финансовых ресурсов, баланс активов и пассивов и т.д.

С 80-х годов под руководством группы экспертов ООН, Мирового банка МВФ, ОЭСР и Евросоюза началась работа по пересмотру варианта 1968 г., которая завершилась созданием новой, более совершенной Системы национальных счетов, СНС 1993 г. В ближайшие годы она будет внедрена в большинстве стран мира, в том числе и в странах СНГ.

В СНГ 1993 г. предусмотрены пять основных секторов экономики: нефинансовых корпораций; финансовых корпораций; государственного управления; домашних хозяйств; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Центральным показателем новой СНС остается валовой внутренний продукт, представляющий стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее экономической территории за определенный период времени.

Сфера экономического производства охватывает все виды деятельности по производству товаров и услуг, за исключением деятельности домашних хозяйств по оказанию услуг для собственного потребления. Определено включение в сферу производства теневой экономики (подпольное производство обычных товаров и услуг с целью сокрытия доходов от налогообложения), а также юридически запрещенных видов деятельности (производство и продажа наркотиков, проституция и т.п.).

Затраты на приобретение ценностей (немонетарного золота, произведений искусства, антиквариата и т.д.), программных средств для компьютеров и расходы на геологоразведку переведены в СНС 1993 г. в валовое накопление (ранее они учитывались как промежуточное потребление). Накоплением, а не промежуточным потреблением являются в новой СНС и госзакупки товаров и услуг для военных нужд в части строительства аэропортов, верфей, дорог, зданий и т.п.

Оценки валового выпуска товаров и услуг отныне рекомендуется производить не только в ценах производителя, но и в так называемых основных ценах, включающих субсидии и исключающих налоги. Определены фазы движения потоков доходов: создание доходов; первичное распределение; перераспределение доходов; формирование конечных (располагаемых) доходов; использование располагаемых доходов. В классификации активов проведено различие между активами: финансовыми и нефинансовыми, произведенными или непроизведенными, материальными и нематериальными.

Общая система новых счетов СНС включает следующие классы счетов: стандартный набор счетов для всех секторов экономики; счета для отраслей экономики (счета производства и образования доходов); счета для отдельных видов экономических операций; счета для экономики в целом. Продукцию банков и финансовых посредников, т.е. разницу между доходом, полученным от размещения привлеченных ресурсов и процента, уплачиваемого финансовыми посредниками, рекомендовано распределять между категориями потребителей. В СНС 1968 г. эта продукция считалась промежуточным потреблением условной отрасли с нулевым выпуском продукции.

По-прежнему не удалось, однако, переклассифицировать как инвестиции расходы на научные исследования. Как и ранее, оценки ВВП не будут зависеть от сокращения невоспроизводимых природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и т.д. Тем не менее достоинства новой СНС неоспоримы, а ее недостатки носят локальный характер, а потому вполне преодолимы в будущем.

Итак, в ближайшие годы странам СНГ предстоит не просто перейти от системы БНХ к СНС, но внедрить СНС образца 1993 г. Для бывших социалистических стран такой переход не просто формальный акт, но внедрение принципиально новой системы. Как известно, государственная статистика этих стран решала совсем иные задачи, главная из: которых — контроль за выполнением народнохозяйственных планов и удовлетворение информационных потребностей плановых органов, что и предопределяло принципы, заложенные в основу сбора и обработки статистической информации.

Наряду с этим имелись и общие черты, присущие БНХ и СНС. Речь идет об общности в методах упорядочения данных с целью выявления наиболее существенных результатов и закономерностей экономического развития. Так, в обеих системах проводятся различия между потоками товаров и доходов; потоками и запасами ресурсов; промежуточным и конечным потреблением; доходами, создаваемыми в производстве, и доходами, полученными в процессе перераспределения; текущими и единовременными расходами; производственными и непроизводственными активами. Данное обстоятельство в известной мере облегчает переход российской статистики на СНС.

В конце 1992 г. Верховный Совет РФ одобрил Государственную программу перехода отечественной статистики на международные стандарты, сложившиеся в мировой практике. Переход на новые статистические стандарты призван повысить достоверность и оперативность сопоставимой статистической информации. Это будет также способствовать информационному обеспечению интеграции России в мировую экономику.

Центральным звеном преобразования является внедрение системы национального счетоводства (СНС), что позволит получить важнейшие макроэкономические показатели, необходимые для оценки и анализа функционирования народного хозяйства в условиях переходной экономики, разработки стратегии и тактики экономической политики. Особое место в СНС занимают межотраслевые балансы, схема которых отлична от традиционно использовавшихся в советской статистике, а потому различны и показатели. Такие балансы строятся на основе обобщения и интеграции статистической, бухгалтерской и банковской отчетности.

Переход российской статистики на СНС начался в конце 80-х годов. Так, в 1988 г. в статистической отчетности впервые появился показатель валового национального продукта, включившего продукцию не только сферы материального производства, но и всю сферу услуг в соответствии с мировой практикой. Рассчитан он был в двух вариантах: как созданный и использованный. Произведенный валовой национальный продукт предстает созданным национальным доходом в совокупности с амортизацией и доходами, полученными в сфере услуг. Использованный ВНП есть использованный национальный доход плюс амортизация и расходы на все услуги.

Приведем сводные данные о динамике основных макроэкономических показателей, характеризующих экономическое развитие России за период с 1986 по 1992 год (в % к предыдущему году):

Производство ВВП РФ в текущих ценах в целом в 1993 г. составило по предварительным данным около 162 трлн. руб., а в физическом объеме — около 88% от уровня 1992 г.

В первом полугодии 1994 г. производство ВВП РФ составило 245 трлн. руб. Его динамика в течение шести месяцев удерживалась на уровне 83% относительно аналогичного периода 1993 г.

Еще раз напомним о неполной достоверности публикуемых статистических данных о производстве и реализации продукции, что ныне объясняется уже не приписками во имя выполнения плана, но сознательным занижением отчетности в целях уклонения от уплаты налогов и получения тем самым дополнительных доходов. Ситуация в этом аспекте усугубляется переходным состоянием Российской статистики, несовершенством формирующейся фактически заново налоговой системы и механизма ее функционирования.