Рыночный субъект переходной экономики — будь то частное, акционерное или даже чисто государственное предприятие — должен иметь в своем распоряжении капитал: денежный капитал в виде своих банковских активов и ценных бумаг, производительный капитал, предстающий как денежная оценка его недвижимости (зданий, оборудования, земли) и производственных сырьевых запасов, а также товарный капитал как суммарная денежная оценка произведенной, но еще не реализованной продукции.
В переходной экономике происходит формирование новой формы оценки имущества предприятия как капитальной стоимости.
Прежде всего, финансовые расчеты предприятия перестают выступать как форма планового учета движения материальных ресурсов. Теперь баланс предприятия — это лицо его благосостояния, показатель нарастания или убывания его денежного капитала. При этом любые ценные бумаги, которыми располагает предприятие, в том числе и его акции, если это предприятие акционерное, имеют рыночную цену, которая все больше определяется спросом и предложением по мере развития фондового рынка.
Другая часть капитальной стоимости — стоимость машин оборудования, зданий, сооружений и земельных участков формируется в переходной экономике в зависимости от динамики цен и от методов оценки имущества приватизируемых предприятий. Остановимся подробнее на значении методов оценки имущества бывших плановых предприятий и покажем это на примере России.
Первоначально, по Закону о приватизации, принятому в июле 1991 г., предусматривалось при подготовке предприятия к приватизации проводить «оценку его капитала». Это означало, что «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества должно было бы производиться на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности» (ст. 17 Закона). Оценка капитала по доходности, то есть по эффективности его применения представляет собой новый, рыночный критерий оценки капитальной стоимости.
Она позволяет реально оценить место предприятия в экономике, а стало быть, и реальную стоимость его имущества. Но как реализовать эту идею? Как оценить рыночную эффективность при отсутствии реального рыночного механизма? Очевидно, что в основном только методом примерных оценок, что несет в себе очень много субъективного (в силу отсутствия объективной базы для сопоставлений), а значит, допускает возможность очень сильных искажений, как случайных, так и предумышленных.
В госпрограмме приватизации на 1992 г. подход к определению капитальной стоимости предприятия совершенно меняется: в основу всех процессов приватизации теперь положена балансовая стоимость имущества. Очевидно, что стоимость имущества по балансу и его реальная рыночная оценка — это не одно и то же. Ведь при равной балансовой стоимости имущества два предприятия могут приносить совершенно разную прибыль.
Но оценить капитальную стоимость предприятия по балансовой стоимости имущества проще, удобнее. Достаточно было, по мнению авторов программы, учесть изменение уровней цен при переходе на свободные рыночные цены путем разовой переоценки стоимости фондов на некоторый базовый момент времени, — остальное довершит конкуренция покупателей в ходе приватизации. Предполагалось, что на конкурсах, аукционах и фондовых рынках сформируется реальная рыночная оценка капитальной стоимости предприятия. Однако практика реальной купли-продажи предприятий, их частей или их акций не оправдала этих надежд.
Механизм конкуренции при проведении этих операций еще далеко не отработан. Отмечаются факты сговора между покупателями с целью занижения оценки капитальной стоимости предприятий. При этом не учитывается такой важный элемент капитальной стоимости, как стоимость земли. Продажа земли производится отдельно, что затрудняет совокупную рыночную оценку капитала.
Итак, проблема остается. Между тем ее решение необходимо для формирования нового рыночного субъекта. Оценка капитала, максимально приближенная к реальным условиям переходного периода, необходима не только для приватизации или купли-продажи, но и для выработки процедуры банкротства и введения в действие с 1994 г. порядка совмещения процедуры банкротства с принудительной приватизацией неплатежеспособных предприятий. Как оценивать капитальную стоимость таких предприятий?
Если в ценах 1992 года, то долги 1994 г. могут легко превысить в условиях инфляции весь уставной капитал. Если в рыночных ценах, то необходима разработка специальных методик оценки, ибо развитой конкуренции и единых уровней внутренних рыночных цен на аналогичную продукцию не существует.
Очевидно, что без государственного регулирования, методик и даже экспертизы, здесь не обойтись. Стартовая оценка капитальной стоимости предприятий в переходной экономике является необходимым условием их дальнейшего самостоятельного функционирования в условиях рынка.