Если рассматривать сформулированную выше задачу исходя из экономического императива, обусловливающего объективную необходимость подчинения экономики задачам развития человека в трех сферах: утилитарного потребления, труда, свободного времени, то социокультурная сфера становится одной из важнейших.
Более того, культура и природа (последнюю не случайно все чаще называют окружающей средой) стали сегодня узким озоновым слоем в экономической атмосфере нашего общества, разрушение которого способно привести к необратимым последствиям для, всего человечества.
Каковы же конкретные механизмы, способные обеспечить приоритетное развитие социокультурной сферы?
Прежде всего, следует подчеркнуть, что приоритетное развитие социокультурной сферы, это не вычет из общественного богатства, не некая «растрата» на так называемую непроизводственную сферу. Напротив, это инвестиции, вложения материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в наиболее престижную, выгодную в чисто утилитарном отношении сферу современной экономики — в развитие человека, способного к квалифицированному, творческому труду и обладающего высоким инновационным потенциалом.
Рассмотрим подробнее, что именно может дать приоритетное развитие социокультурной сферы для решения текущих задач преодоления кризиса переходной экономики. Во-первых, развитие социально-культурной сферы способно сохранить, а в перспективе обеспечить прогрессивное развитие качества совокупной рабочей силы.
Это предполагает сохранение той способности к квалифицированному и творческому труду, которой обладал совокупный работник бывших тоталитарных стран, где лица с высшим и средним специальным образованием составляли до 20% рабочей силы (это весьма высокий показатель даже по мировым стандартам), где система высшего и среднего специального образования была развита до уровня, сопоставимого с. уровнем развитых государств, где высшие достижения в области научно-технического прогресса были сравнимы с достижениями наиболее передовых в этом отношении государств мира. Сохранение этого потенциала работника и его развитие — важнейшая прямая инвестиция в экономический рост или, как минимум, в преодоление экономического кризиса, которая может и должна быть сделана для решения проблем переходной экономики.
Во-вторых, развитие социокультурной сферы позволяет создать предпосылки для становления нового качества потребительской сферы. В частности, оно позволяет создать культурного и грамотного потребителя, способного осуществлять контроль и самоорганизацию потребительской сферы, противодействовать искусственному дефициту, разбазариванию ресурсов, искусственному взвинчиванию цен и иным помехам на пути доступа продуктов, товаров и услуг населению. Все это является своего рода «пробкой», важнейшим барьером на пути преодоления кризиса в потребительской сфере, едва ли не ключевой проблемой переходной экономики.
Наконец, в-третьих, приоритетное развитие социокультурных сфер создает важные предпосылки и для решения задач экологической безопасности. Пренебрежение к ядерным и химическим технологиям, технологиям использования других опасных ресурсов способно привести к экономическим потерям (не говоря о человеческих жизнях, качестве здоровья и т.д.), несопоставимым по своим величинам с теми затратами, которые необходимы для того, чтобы предотвратить эти катастрофы.
Одна катастрофа на Чернобыльской АЭС поглотила ресурсов гораздо больше, чем отпускалось на все природоохранные мероприятия во время господства безразличного к вопросам экологии прошлого тоталитарного режима. Тем не менее, этот урок, а также другие многочисленные катастрофы не пошли впрок. До сих пор затраты на природоохранную деятельность и формирование иного отношения человека к природе, иного экологического качества работника, предпринимателя — просто человека, способного к контролю за сложнейшими и крайне опасными современными технологиями, остались минимальными.
Постановка вопроса об экономической эффективности и целесообразности приоритетного развития социокультурной сферы требует и ответа на вопрос о методах решения этой задачи.
К таким методам относятся прежде всего прямое государственное финансирование, а также стимулирование инвестиций частного бизнеса, направленных на обеспечение такого рода приоритетов.)
Другим методом является развитие системы социальных нормативов для хозяйствующих субъектов (частных, коллективных, государственных предприятий), устанавливающих определенные границы рабочего дня, экологические нормы, нормативы развития социальной сферы и т.д., а так же осуществление косвенного регулирования — обеспечение приоритетного финансирования, льготного налогообложения и кредитования, иные механизмы решения задач развития социально-культурной сферы.
Наконец, важнейшим методом решения этой проблемы является развитие самоорганизации людей в различных формах творческих и экологических союзов: союзов граждан, защищающих свои права как жителей или потребителей, развитие профсоюзной борьбы за сохранение и приоритетное развитие социальной сферы предприятий и т.д. Все это — конкретные формы, уже апробированные в нашей истории, истории других государств, требующие прямой государственной и общественной поддержки.
Все эти направления могут и должны быть синтезированы в рамках целостных целевых программ, в которых все эти методы обеспечения приоритетов развития социокультурной сферы будут взаимоувязаны, иерархизированы по конкретным регионам, этапам, субъектам с целью осуществления тех или других хозяйственных, социальных или политических действий.
Существуют ли реальные возможности для решения задачи повышения экономической эффективности за счет приоритетного развития социокультурной сферы? Да, существуют. Для этого необходимо использование всех тех методов, которые сегодня имеются в арсенале любой цивилизованной экономики. Конечно, наша экономическая система находится в кризисе, и в ней отсутствует возможность резкого увеличения прямых государственных инвестиций или предоставления крупных дотаций для социокультурной сферы.
Однако это противоречие во многом является видимостным, поскольку торможение развития социальной сферы автоматически приводит к резкому снижению производительности труда. Временное замораживание инвестиций или ресурсов для развития собственно производственных отраслей при поддержке качества работника и природной среды позволит завтра предотвратить огромные растраты, связанные с неквалифицированным, неэффективным, неинициативным трудом, глобальными экологическим и социокультурными катастрофами.
Иными словами, такое торможение экономического роста (или даже консервация спада) в данный момент обеспечит его ускорение в самом ближайшем будущем. Отсюда принципиальная установка на возможность и необходимость обеспечения социокультурных приоритетов на любом этапе и уровне экономического развития переходного общества.
То, что такая установка является реальностью, доказывает и наш собственный опыт, когда даже в условиях Великой отечественной войны, а еще ранее, в условиях перехода от первой мировой и гражданской войн к мирной жизни, поддержка фундаментальной науки, культуры, образования осуществлялась, несмотря на экономические трудности, голод, разрушение огромного промышленного потенциала. Тем более эта задача разрешима сегодня.
Это доказывает и опыт мирового сообщества, где, в том числе в рамках так называемых новых индустриальных стран, в частности Корее, на базе относительно низкого уровня экономического и социального развития осуществлялись активные инвестиции в образование и науку.
Кроме того, важно подчеркнуть, что в рамках отечественной переходной экономики имеются достаточно серьезные предпосылки для обеспечения приоритета социокультурной сферы. Во-первых, к ним относятся развитый постиндустриальный сектор, и это не только высокие технологии в оборонной промышленности, но и достаточно эффективная система образования, потенциал здравоохранения, культуры, общий культурный уровень населения.
Во-вторых, существует традиция, пусть и бюрократическая по форме, но достаточно сильно развитая, целенаправленной поддержки социокультурной сферы. Это может быть использовано в качестве первой ступени при условии преодоления бюрократического характера и демократизации системы организации общественной поддержки социокультурных отраслей.
Наконец, в-третьих, страна обладает большим природным потенциалом. И это не только огромные запасы ценных природных ресурсов, но и достаточно большой потенциал чистых в экологическом отношении территорий, которые могут быть использованы как резервуары экологически чистого развития и разработки экологически чистых технологий для всего мирового сообщества.
Другое дело, что этот потенциал, равно как и многие другие возможности не используются в условиях развития переходной экономики по модели так называемого «номенклатурного капитализма». Последний не создает систему экономических отношений и хозяйствования, ориентированную на приоритетное развитие социокультурной сферы. Прежде всего потому, что для этого нужно использовать те методы самоорганизации, те методы обучения и развития населения, которые создадут угрозу самой этой модели.
Но самое главное в том, что «номенклатурный капитализм» оказывается врагом приоритетного развития социокультурной сферы не только и не столько в силу своей «субъективной» антагонистичности этой задаче, сколько в силу объективной направленности на процессы разрушения потенциала высоких технологий и любых других сфер, не дающих сиюминутной экономической отдачи.
Социокультурная же сфера в целом — это та сфера, которая не обеспечивает высокой эффективности текущих инвестиций в условиях глобального социально-экономического кризиса и всеобщих диспропорций, когда наиболее эффективной сферой становится перераспределительная деятельность и спекуляция.
Так возникает необходимость уйти от неэффективной (в т.ч. в социокультурном отношении) прежней модели тоталитарной организации экономики, предполагавшей остаточный принцип финансирования и развития социокультурной сферы. Но при этом важно не прийти к еще менее эффективной системе «номенклатурного капитализма», где даже остаточного финансирования и остаточного развития социокультурной сферы не предполагается, а предполагается лишь ее деградация и вымирание.