Взаимоотношения предпринимательской деятельности и общественно-экономической среды важны как для конкретизации самого предпринимательства, так и для характеристики рыночной экономики.
Среда и предпринимательство — две стороны рыночного хозяйства, активно взаимодействующие друг с другом, побуждая к изменению и развитию. Эти взаимодействия, быть может, составляют важнейший момент формирования рынка в России, поскольку позволяют увидеть и оценить более широкий и более конкретный круг условий осуществления реформ, чем общие условия рыночной экономики.
Предприниматель — не обычный покупатель и продавец на рынке и не просто персонификация фирмы. Последние скорее приспосабливаются к окружающей среде, делая свой индивидуальный выбор. Предприниматель, наоборот, активен по отношению к ней. Иногда эта активность приобретает качества агрессивности, как это было в России на первых порах экономических реформ, — первые кооперативы и малые предприятия нередко выступали разрушителями преимущественно государственных предприятий.
Предприниматель преобразует среду, она становится для него объектом деятельности. Он формирует новую среду, реализуя новаторски-изобретательский характер своей деятельности. Но здесь следует вспомнить Маршалла: предприниматель преобразует среду на базе тех тенденций и возможностей, которые в ней явно или неявно присутствуют. Может быть, здесь полезно вспомнить опыт российских бирж, рост которых не учитывал предпосылок их образования и чья активность быстро сошла на нет.
Экономическая среда предпринимательства может быть различными способами классифицирована. Не все обстоятельства внешней среды находятся в непосредственной близости к преобразовательной функции предпринимательства в собственном смысле.
Так, например, А. Хоскинг выделяет семь элементов среды предпринимательства: экономическая обстановка, политическая ситуация, правовая среда, социально-культурная среда, технологическая среда, физическая или географическая среда, и, наконец, институциональная организационно-техническая среда, в которую включена вся совокупность институтов от рекламных агентств до банков, с помощью которых бизнес ведет свои дела.
Экономическая среда представлена здесь действительно достаточно полно, но при этом очень отстраненно по отношению к непосредственному содержанию предпринимательской деятельности. Представленная классификация предполагает со стороны предпринимателя лишь учет и реакцию на обстоятельства каждой сферы, а не активное ее преобразование. Даже технологическая среда рассматривается лишь как отражение уровня научно-технического развития, которая воздействует на предпринимательство, например в области автоматизации обработки данных, информационных технологий.
Такой подход понятен, если учесть, что автор определяет предпринимательство или бизнес как «деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству при приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1- Фактически здесь речь идет не о собственно предпринимательстве, а о фирме, деловом предприятии.
Это довольно частый пример смешения предпринимательства с бизнесом вообще. Такая стертость характеристики предпринимательства — нередкое явление в экономической литературе. Более того, как уже говорилось выше, предпринимательство относят иногда к области неэкономической — к психологии, социологии или культуре. Мы в данном случае придерживаемся другой точки зрения, а именно той традиции, которая создана Шумпетером и еще далеко себя не исчерпала.
Примечательно, что применительно к России она дает возможность рассматривать дополнительные линии развития экономической реформы, поскольку затрагивает обстоятельства, которые незаслуженно забываются в оценке возможностей рыночных преобразований. Поэтому нас интересуют прежде всего те элементы экономической среды, которые являются не только предпосылкой его деятельности, но непосредственно представляют содержание и объект его преобразовательных усилий.