Антимонопольная политика в переходной экономике


В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование- деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку, системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции.

В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения: ведут к существенному ограничению конкуренции.

Подчеркнем, что названные ограничения вступают в силу только при наличии «доминирующего положения» одной или нескольких договаривающихся фирм. Согласно российскому антимонопольному законодательству, положение фирм может быть признано доминирующим, только если их доля на рынке соответствующего товара превышает 35 процентов. По мнению многих экономистов, этот критерий (35 процентов) для определения доминирующего положения на рынке чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации.

Фактически закон предоставляет возможность явно монополистическим структурам, концентрирующим в своих руках до трети рынка соответствующего товара, беспрепятственно совершать действия (слияния, соглашения и т.п.), направленные на ограничение конкуренции. Отметим для сравнения, что антимонопольное законодательство США запрещает слияния и соглашения об установлении цен фирмам, совокупная рыночная доля которых превышает 15 процентов. Вертикальные слияния фирм не допускаются, если доля хотя бы одной из них на соответствующем рынке превышает 10 процентов.

Решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательской монополии, в странах с развитой рыночной экономикой принимаются исключительно редко. В переходной экономике роль данной формы политики демонополизации намного выше.

При переходе к рынку гипертрофировано высокий уровень концентрации и специализации производства, порожденный спецификой административного отраслевого управления, перестает быть экономически оправданным. Многие гигантские производственные объединения, в рамках которых сосредоточивались технологически не связанные и территориально обособленные производители однородной продукции, могут быть разукрупнены без потери в экономической эффективности. Разукрупнение таких объединений позволило бы существенно снизить степень монополизации рынка в переходной экономике. Заметим в этой связи, что Антимонопольному комитету Российской Федерации предоставлено право принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.

Политика содействия конкуренции направлена на развитие конкурентной среды в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции, в облегчении иностранным фирмам доступа на монополизированные рынки. Средствами осуществления политики содействия конкуренции являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий, впервые вступающих на монополизированные рынки.

Регулирование деятельности предпринимательских монополии

Традиционным объектом регулирования - является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров или услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм.

На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне — систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных, механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках, например в отраслях с олигополистической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм. В этих целях, например, антимонопольное законодательство России запрещает действия предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на рынке, направленные на ограничение конкуренции. Запрещаются, в частности, любые формы дискриминации контрагентов, навязывание им условий сделки не относящихся к предмету договора, создание препятствий для доступа на рынок других фирм, изъятие товаров из обращения с целью повышения цен.

В переходной экономике применяется также ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Оно осуществляется различными методами. Например, посредством установления твердых фиксированных цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену. Предприятиям монополистам могут также централизованно устанавливаться нормативы изменения цен, когда разрешается повысить сложившуюся цену на определенную величину, или нормативы рентабельности в цене товара.

В России на первых этапах реформы для предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке какого-либо товара, как правило, устанавливались предельные нормативы рентабельности в цене этого товара. При данном методе регулирования, если отношение прибыли к себестоимости в цене товара превышает установленный норматив, к предприятию нарушителю предъявляются жесткие штрафные санкции.

В краткосрочной перспективе такой подход способен воспрепятствовать монополистическим тенденциям к повышению цен и сокращению предложения товаров. Однако в длительной перспективе явственно обозначиваются отрицательные черты, присущие рассматриваемому методу ценового регулирования. Предельный норматив рентабельности устанавливает прямо пропорциональную зависимость между прибылью и себестоимостью товара.

Поэтому предприятие-монополист заинтересовано не в снижении, а, наоборот, в повышении издержек на свою продукцию с целью увеличения прибыли. Это отрицательно сказывается на эффективности производства и может привести к столь значительному росту себестоимости, а соответственно и товарных цен, что они превысят тот уровень цен, который сложился бы без ценового регулирования. Такую ситуацию иллюстрирует график на рисунке.

Стремясь максимизировать прибыль при наличии предельного норматива рентабельности, предприятие-монополист постепенно повышает издержки на производство продукции. На графике это показано посредством сдвига кривой средних издержек (себестоимость плюс прибыль в соответствии с предельным нормативом рентабельности) в положение АС2. Соответственно в длительной перспективе регулируемая цена повышается до Р4, а объем предложения сокращается до Q4.

Учитывая негативное влияние метода предельных нормативов рентабельности на динамику предложения, издержек и цен, видимо, лучше использовать иные методы ценового регулирования. Отметим, однако, что каким бы методом мы ни пользовались, централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка. Поэтому при переходе к рынку не следует использовать ценовое регулирование как универсальное средство антимонопольной политики.

За пределами сферы естественных монополий оно допустимо лишь в очень ограниченном секторе экономики, а именно там, где наблюдается наиболее высокая степень монополизации рынка и не удается эффективно уменьшить ущерб для общества от злоупотребления монопольной властью другими средствами антимонопольной политики.