Отношения предпринимателя и менеджера; ставшие предметом интереса экономической науки в 40-х годах, когда была провозглашена «менеджериальная революция», связаны с двумя обстоятельствами: во-первых, с определенным завершением отделения собственности от непосредственного контроля за ней (этот процесс начался еще в XIX веке) и, во- вторых, с обособлением организационно-управленческой сферы в относительно самостоятельную по отношению к содержанию деятельности.
Относительность обособления последней состоит в том, что содержание этой деятельности, способы и используемые средства (это касается как производственной сферы, так и торговой, и кредитной) лишь до известной степени предопределены материальным или производственно-технологическим содержанием деятельности предприятия. Основная черта организации — в том, что она всегда представляет отношения между лицами, индивидами.
Поэтому от содержания процесса как бы остается одна лишь цель, остальное же представляется организации безразличным. Цель может быть достигнута комбинацией различных форм организационных структур, различением обязанностей, субординацией и т.п. Выделение самостоятельной значимости организации в успехе дела приобрело в 50-е — 60-е годы такое всеобщее признание, что иногда этот период называют периодом организаций.
В результате подъема роли организации менеджер становится наиболее видной фигурой всякого предприятия, именно через него реализуется в значительной мере функция предпринимателя-новатора. Говоря об отношении менеджера и предпринимателя, П. Друкер отмечает следующее. Конечно, менеджер не является собственно предпринимателем, однако предприниматель всегда должен быть немного менеджером. С другой стороны, менеджер, не выполняющий функции предпринимателя, оказывается плохим менеджером.
Собственно рыночное пространство
Большинство работ, посвященных предпринимательству, фокусируется в основном именно на деятельности предпринимателя в рыночной среде, как таковой. И действительно, это общая сфера деятельности всех без исключения субъектов рынка, необходимое звено активности любого делового предприятия. Область обмена, продажи — область, в которой все действуют в известной мере одинаково, стремясь максимизировать полезность в пределах своих бюджетных ограничений.
Вместе с тем предпринимательское поведение и здесь отличается высокой активностью и разнообразием. Его задача — возможно более точно спрогнозировать общую ситуацию на рынке, поведение покупателя, оценить соответствие производимого продукта потребительским склонностям последнего, определить собственные перспективы на данном рынке с учетом наличных и будущих конкурентов.
Огромная роль в успехе дела принадлежит рекламе, которая становится сильнейшим оружием в деле продвижения собственных товаров на рынке. Активная, энергичная маркетинговая политика отличает предпринимательское поведение в этой области. Созданием развернутой системы сбыта своей продукции, разработкой новых схем взаимоотношений с контрагентами предприниматель преобразует и совершенствует рыночную среду.
Переходное состояние экономики России, когда рынок, по существу, лишь формируется, объясняет то, что деятельность предпринимателей именно в этой сфере чаще всего обращает на себя внимание экономистов. Однако это важная, но лишь одна сторона их активности. Вопреки бытующему представлению, будто предпринимательство есть свойство, присущее исключительно частной форме собственности, практика не столь односторонняя. Общепринятое представление объясняется скорее всего идеологическими и политическими пристрастиями более, чем серьезными научными аргументами. Шумпетер, например, не связывал предпринимательство исключительно с частной или капиталистической формой собственности.
Возможно, поэтому его концепция предпринимательства-новаторства не имеет особой популярности на Западе, хотя он — признанный авторитет в экономической теории. Предпринимательство в современном обществе перестает быть делом одиночек, следующих своему личному интересу. Поскольку оно осуществляется в непрерывно расширяющемся и меняющемся пространстве, многообразие обстоятельств, которые предстоит связать предпринимателю при комбинировании факторов, вызывает необходимость сотрудничества. Отсюда — работа командой является самой типичной формой предпринимательской деятельности.
В осуществлении своих идей предприниматель сталкивается с множеством препятствий, для преодоления которых необходима сильная личная мотивация. С этой стороны, частная собственность с ее жесткими требованиями ответственности оказывается необходимой предпосылкой предпринимательства.
Особое значение для предпринимательства имеет существование акционерной формы собственности. Для реализации своих идей предпринимателю необходима мобильная форма ресурсов. Акционерная форма и развитая кредитная сфера предоставляют ему ресурсы как раз в этой форме.