Модель распределения по труду была представлена на практике прежде всего в превратных формах уравниловки и социальной несправедливости, связанной с наличием привилегий и льгот бюрократического аппарата. Однако имманентные распределению по труду ростки пробивали себе дорогу, несмотря на доминирование превратных, мутантных форм.
По своей сути эта система является не чем иным, как моделью нормативного распределения, основанной на том, что каждый работник получает эквивалент своих трудозатрат (за вычетом той доли, которая необходима для накопления, поддержания уже и еще нетрудоспособных, развития социальной сферы и иных целей общественного или коллективного саморазвития) в нормативной форме (с учетом количества и качества труда, его результативности).
Каким образом может быть «устроено» это нормативное распределение? Ответ на этот вопрос фактически уже был дан выше, когда характеризовалась суть нормативных механизмов планирования и регулирования экономической жизни. Примером этого может быть большая часть моделей оплаты труда в рамках крупных корпораций, а это хозяйственные системы, в ряде случаев превышающие масштабы экономики таких стран, как Голландия, Бельгия.
В рамках этих корпораций система распределения строится во многом по нормативному принципу, когда заранее учитываются в нормо-часах или в других показателях количественные затраты труда работников, определяются в виде стандартов, технологических норм качественные требования к результату труда и создается система стимулирования более высоких качественных и количественных результатов труда по сравнению с нормативным уровнем.
Другое дело, что в большинстве развитых стран эти механизмы работают в целом в рамках рыночной системы хозяйствования. Более того, в переходной экономике эта система тоже не может работать изолированно, ибо нормативный механизм распределения может быть лишь одним из механизмов, наряду с рыночным. В переходной экономике противоречиво соединяются оба начала: распределение по труду и рыночная конкуренция.
Каким образом происходит это соединение в переходной экономике? Описать существующую систему — это значит описать глобальный кризис и распад механизмов распределения. Последние фактически организованы сегодня не столько как нормативный или рыночный (конкурентный) механизмы, сколько как смена традиционных уравниловки и бюрократических подачек стихийными подачками (осуществляемыми или государством, или региональным чиновничеством, или руководителями той или иной частной или псевдогосударственной корпорации) и доходами от процессов первоначального накопления капитала, замешанными частью на законах становящегося рынка и эксплуатации, частью на насилии — как новоявленном, так и унаследованном от тоталитарной системы.
Постепенно эта система эволюционирует к большей стабильности и надевает форму свободной буржуазной системы распределения, содержательно развиваясь не столько на основе стимулирования труда и предприимчивости в условиях свободной конкуренции, сколько на основе корпоративного соперничества и монополистической конкуренции на макроуровне в сочетании с уравниловкой и распределением по должности в отношениях распределения внутри фирмы.
Каким же образом в переходной экономике могут быть преодолены эти кризисные явления и создана система отношений распределения, соединяющая конкурентные начала с распределением по труду?
Эта система должна предполагать, во-первых, наличие некоторых нормативов, минимальных стандартов, гарантирующих определенный доход для лиц наемного труда, или для лиц, занятых в государственных и коллективных предприятиях, при условии выполнения некоторого уровня квалификационных требований. Иными словами, может и должна существовать система норм, обеспечивающих минимальные доходы для лиц определенного уровня квалификации при условии, что они нормально работают в течение восьмичасового рабочего дня на предприятии, выполняют те технологические требования, которые соответствуют полученному ими разряду, их квалификации.
Этот минимальный уровень дохода может быть единым для различных категорий наемных рабочих, занятых как в индустрии, так и в других секторах экономики. Более того, он может существовать и как определенный гарантированный минимальный набор окладов для работников социокультурной сферы и других отраслей экономики, где трудно непосредственно нормативно определить качество произведенной продукции, где, иными словами, сдельная форма заработной платы труднореализуема.
Эта минимальная нормативная система распределения должна быть лишь одним из механизмов, который, во-вторых, и может и должен дополняться системой материального стимулирования, основанной на рыночных принципах, включающих конкуренцию предприятий в условиях социально-ориентированного и регулируемого рынка.
Такого рода рыночные доходы, получаемые в результате предпринимательской деятельности, т.е. в результате реализации предпринимательского потенциала, станут механизмом, добавляющим или не добавляющим что-то к этим минимальным ставкам в зависимости от результатов деятельности того или иного хозяйственного звена на рынке. Их могут получать собственники предприятия и его работники (если это не одни и те же лица), участвующие в прибылях предприятия.
Если мы говорим о государственных предприятиях, то доходы их работников должны обеспечиваться за счет реализации продукции, а не государственного бюджета. Предприятия же, не обеспечивающие достаточного уровня рентабельности (в частности, гарантированного минимума доходов), должны своевременно закрываться или перепрофилироваться, при сохранении занятости для работников, переводимых в организованном порядке на другое место работы в соответствии с их потребностями, склонностями и квалификацией.
Если же говорить о частном секторе, то и здесь обязательность минимального нормативного уровня зарплаты для различных категорий наемных работников является абсолютным и при недостатке доходов должна обеспечиваться за счет сокращения дивидендов или прибыли частного собственника. В случае, если гарантированный доход наемных работников не может быть обеспечен, фирма разоряется, а работники трудоустраиваются в соответствие с описанной выше для государственных предприятий моделью. Так обеспечивается соединение механизмов предпринимательской активности и нормативного распределения.
Наиболее оптимальным, однако, было бы привлечение широкого круга наемных работников или собственников коллективного предприятия непосредственно к совместной предпринимательской деятельности, когда доход, получаемый сверх нормативного, был бы для работников прямо связан с их инициативой, их активностью как коллектива, как группы работников, занятых в рамках государственного, коллективного или частного предприятия. Безусловно, в рамках коллективных предприятий или самоуправляющихся государственных предприятий, такого рода предпринимательская активность коллективов реализуется гораздо легче, чем в частном секторе, где возможность деятельности на рынке, реализация предпринимательского потенциала предприятия связана с деятельностью лишь частного собственника или профессионального менеджера.
Далее, система отношений распределения:в переходной экономике включает не только механизмы, связанные с оплатой труда. Но и, в-третьих, механизмы, связанные с получением доходов от собственности и от предпринимательской деятельности. И в этом случае представляется достаточно целесообразным в рамках социально ориентированной переходной экономики (экономики, ориентированной на максимальное продуктивное экономическое использование потенциала человека) создать такую систему регулирования доходов, при которой общество поддерживало бы и стимулировало получение предпринимательских доходов от производственной деятельности в той же мере, как и трудовых доходов.
Исключением могут стать лишь некоторые сверхвысокие доходы, которые вместе с тем могли бы использоваться лицами, их получающими, для благотворительной общественной деятельности. Слава, почет и стимулы с этим связанные, сохранялись бы для таких лиц в полной мере, однако пресекалась бы нерациональная трата общественных ресурсов на паразитическое личное потребление.
В то же время для доходов от собственности в условиях переходной экономики, ориентированной на человека, целесообразно создание условий, дестимулирующих развитие рантье, паразитирующих на экономике, а также спекулятивного капитала, что наиболее типично для современной переходной экономики. Иными словами, частнопредпринимательская деятельность, связанная с инвестициями в производство, в экономическое развитие должна поощряться в той же степени, как и любая другая инновационная деятельность, а получение рантьерских доходов от собственности должно тормозиться, равно как и любые другие формы социального паразитизма.
Наконец, необходимы жесткие ограничения на иные доходы чисто рантьерского характера, связанные с бюрократическими привилегиями, близостью к государственной собственности и другими формами использования привилегированного бюрократического положения в рамках государственных и других иерархических структур (скажем, частных или акционерных корпораций или других крупных корпоративных организаций).
Наконец, важнейшей проблемой для переходной экономики в области распределительных отношений является проблема общественного контроля за системой распределения. Речь идет не о предоставлении государственным органам права «влезать» в карман каждого гражданина. Напротив, речь идет о том, что каждый из граждан имеет право получения любых законно разрешенных доходов при условии их фиксации на едином именном счете в том или ином банке и оплаты всех необходимых покупок с этого счета путем перечисления или снятия денег для наличных расчетов. В перспективе целесообразно развитие «электронных» денег или других современных форм, широко развитых на Западе.
Общественный контроль и регулирование распределения, в частности фиксация всех доходов на именных счетах, позволит достаточно легко осуществлять политику эффективного налогообложения, бороться с коррупцией, взяточничеством государственных чиновников, будет способствовать сокращению спекуляции, поможет решить и многие другие проблемы, являющиеся бичом современной переходной экономики.
Такого рода меры ориентированы не столько на достижение социальной справедливости, сколько на решение задачи роста эффективности переходной экономики, ибо названные выше шаги позволят снизить как прямые потери ресурсов, так и их «оттягивание» от производственных и социальных инвестиций и «втягивания» в сферу посреднических операций, приносящих огромные спекулятивные и рантьерские доходы.
Система отношений распределения — это, однако, не только система оплаты по труду и регулирования доходов. Но еще и система социальной защиты, обеспечивающей гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека. Это и система стимулов к труду, которая включает в себя не только оплату по труду или рыночные механизмы стимулирования, но и предполагает гораздо более сложную систему отношений, позволяющую задействовать механизмы обеспечения социальной справедливости для роста экономической эффективности, стимулирования производительного интенсивного труда и «задействования» предпринимательских способностей большинства членов общества для реализации экономических, социальных, гуманитарных целей.