Многомерность экономической среды


Обстоятельства, в которых действует предприниматель, и силы, влияющие на его поведение, столь многообразны, что это более всего, может быть, объясняет трудность определения сущности предпринимательства и даже вызывает ощущение бессмысленности его поиска.

Предприниматель действует одновременно в нескольких сферах, например в производственной, торговой, финансовой. Очевидно, что требования, диктуемые производством, отличаются от условий финансовых взаимоотношений или отношений с покупателями. Вследствие этого его действия нельзя рассматривать всего лишь как разновидность поведения, следующего принципу альтернативного выбора полезностей, издержек, производственных возможностей.

И, несмотря на то, что существует некоторая область в пространстве его деятельности, где можно заменить финансами технологию, а маркетинговой стратегией — финансы, это лишь очень ограниченная сфера, не выражающая специфики его деятельности как новатора.

В предпринимательском действии технология, финансы, сбыт представляют органы «одного тела» фирмы, которые имеют продолжение за ее пределами уже в качестве самостоятельных сфер. Внутри предприятия и предпринимательской деятельности они представляют одно непрерывное целое.

Имея дело с самыми различными сферами, предприниматель выступает своего рода «мастером на все руки», специалистом-универсалом. Это собственно и есть материальное основание того его свойства, которое было определено как универсализм. Вместе с тем это объясняет и интегративность в оперировании комбинациями факторов производства.

Некоторые сферы, в которых действует предприниматель, оставляют мало места для изменения ее параметров. Но есть области, которые предприниматель может разнообразно и основательно изменять — технология, организация, управление, формы труда и его стимулирование, схемы и формы взаимоотношений с партнерами и клиентами.

Таким образом, первые сферы требуют, чтобы он к ним приспосабливался (в адаптационно-приспособительной деятельности, как правило, предприниматель действует изобретательно и активно), в то время как вторые представляют непосредственно объект и содержание его преобразовательной деятельности.

Есть области, которые если и зависят от предпринимательской активности, но изменения, происходящие в них по природе этих сфер, не могут быть сильными или быстрыми. Например, традиции или вообще то, что называют социально- культурной средой. Формируемые жизнью многих поколений, они чрезвычайно консервативны, изменения в них происходят медленно.

Но, тем не менее, они могут и не быть непреодолимой преградой для предпринимательской активности, вносящей неизбежно некоторые изменения в традиционный уклад жизни. Наиболее яркий и известный пример этому — современная Япония, сумевшая создать продуктивный контакт предпринимательского поведения с традицией, сочетая опыт общинной организации с индивидуалистическими формами рыночного поведения.