Становление небанковских финансовых структур


Формирование различных элементов рыночной инфраструктуры в переходной экономике — это процесс неоднородный и неравномерный, что отражает сложность и противоречивость общей экономической ситуации. Он протекает скачкообразно, вызывая взрывы ажиотажного интереса то к одной, то к другой сферам бизнеса.

По этому поводу экономисты-аналитики часто шутят, что каждый очередной этап формирования рынка в России запоминается азартным увлечением каким-либо типом рыночных институтов. «В 1990 году только ленивый не создавал биржи, — ив России их появилось больше, чем во всем остальном мире. Затем все одновременно прониклись сознанием важности банковского дела и банков у нас стало больше, чем в США.

В середине 1992 года массами овладела идея создания инвестиционных компаний, однако начинание было несколько деформировано ваучерной приватизацией: вся энергия ушла на организацию новых в мировой практике институтов — ЧИФов. Теперь же (в 1994 году), несомненно, наступил период буйного расцвета высокорисковых инвестиций». О первых двух названных рыночных институтах — биржах и банках — речь уже шла. Что же следует за ними? Это — появление новых, небанковских финансовых структур и соответственно развитие нового сегмента финансового рынка: высокодоходного и рискового управления чужими деньгами через инвестиционную деятельность.

Процесс инвестиционной деятельности через финансовые инвестиционные организации является естественной формой организации развитого фондового рынка и широко известен в мировой практике. Он осуществляется, прежде всего, через инвестиционные фонды.

Массовое развитие инвестиционных фондов началось с появлением так называемых инвестиционных компаний закрытого типа. В США это произошло перед второй мировой войной, в Западной Европе — по окончании ее. При организации инвестиционных компаний закрытого типа выпускается фиксированное число обыкновенных акций, которые приобретаются вкладчиками и не «погашаются» компанией-эмитентом, в отличие от акций инвестиционных компаний открытого типа, подлежащих выкупу у держателя по первому его требованию.

Ликвидность акций инвестиционных компаний закрытого типа обеспечивается возможностью их купли-продажи инвесторами на вторичном фондовом рынке как в биржевом, так и во внебиржевом обороте. Инвестиционные компании открытого типа появились несколько позже, но получили особенно большое развитие. С одной стороны, продажа акций (или паев) этих компаний идет постоянно, через кассы учреждения — эмитента или банка-депозитария (где хранятся ценные бумаги данного фонда), что позволяет пополнять инвестиционные ресурсы.

С другой стороны, обязательство погашать акции этих инвестиционных компаний по первом/ требованию налагает на управляющих фондами серьезную ответственность, особенно в условиях неблагоприятной конъюнктуры. Управление инвестиционной компанией открытого типа основывается на сочетании купли и продажи ценных бумаг ее портфеля. Одним из условий устойчивости этих фондов является их ориентация на массового мелкого держателя через низкую стоимость акции.

Индивидуальные вкладчики составляют больше половины, а в Италии и Испании — даже 90—95% клиентуры. Остальные клиенты фондов — институциональные инвесторы (корпорации, коммерческие банки, пенсионные фонды, колледжи и т.д.). Их привлекает широта инвестиционной деятельности открытых фондов, обеспечивающая им финансовую устойчивость.

В мировой практике сложились и разные подходы к регулированию деятельности инвестиционных фондов. Этих подходов два. В США, Великобритании и некоторых других странах деятельность фондов строго регламентирована для защиты интересов акционеров. Законом определяется минимальный размер дивидендов, выплачиваемых акционерам, порядок распоряжения имуществом фонда. Второй подход, принятый в Западной Европе и Японии, предполагает предоставление инвестиционным институтам широкой свободы. Регламентируются лишь формы мобилизации средств, финансовой отчетности перед вкладчиками, процедура открытия и регистрации фондов.

В странах Восточной Европы инвестиционные фонды тоже получили развитие, причем подходы здесь ближе к англоамериканской модели. Степень регламентированности работы этих фондов очень высока. От учредителей фондов, как правило, требуется представить в органы государственного надзора план создания инвестиционного фонда, данные о составе руководящего аппарата, о направлении инвестиционной деятельности, оценку уровня будущих дивидендов, способы уменьшения риска для акционеров, порядок использования доходов фонда. Оплата труда руководителей также ограничивается законом (не более 2—3% от номинальной стоимости акций фонда или его имущества).

Но имеется и существенное отличие от англо-американской модели: ведущее место государственных инвестиционных фондов и использование особых финансовых инструментов — инвестиционных чеков (ваучеров, бонов, сертификатов, приватизационных счетов). С юридической и организационной точек зрения в странах Восточной Европы не проводится различий между государственными и частными фондами, однако в некоторых странах (Польша, Румыния) существуют специальные государственные структуры для первичной аккумуляции инвестиционных чеков.

В России идея создания инвестиционных фондов в качестве участников приватизации была впервые сформулирована в 1991 г. в законодательных актах о приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов помешали развертыванию их деятельности в качестве инвесторов. Да и экономическая ситуация была такова, что не заинтересовывала в производственных инвестициях. Значительно выгоднее оказались спекуляции с ваучерами, позволявшие платить зарплату сотрудникам и дивиденды акционерам фонда.

Так, в 1993 году каждый второй чековый инвестиционный фонд держал в обороте на рынке ваучеров более 50% от общей суммы приватизационных чеков, в то время как в акции приватизированных предприятий было направлено менее 5% от общей суммы привлеченных чеков. Таким образом, инвестиционные фонды фактически были заняты простым перераспределением ваучеров из рук частных лиц в руки конечных инвесторов, прежде всего администраций предприятий и трудовых коллективов.

Предпочитая торговлю инвестициям, многочисленные чековые фонды способствовали ухудшению ситуации на рынке ваучеров, а именно, снижению их цены. Это было связано с выбросом на ваучерный рынок значительных пакетов ваучеров, полученных фондами не за деньги, а в обмен за выпускаемые ими акции. Лишь с конца 1993 г. разворачиваются чековые аукционы, связывая движение чеков с обменом на акции приватизируемых предприятий. Цена ваучера начинает расти.

Названные процессы говорят о несовершенстве чековых инвестиционных фондов как рыночных структур. К тому же сама чековая приватизация — явление временное. Поэтому инвестиционная деятельность в переходной экономике начинает приобретать другие формы.

Уже в 1993 г. в России непрерывно вырастал объем выпуска акций негосударственными эмитентами. Всего для публичного размещения было предложено акций на 3,9 трлн. руб. по сравнению с 315 млрд. руб. в 1992 г. Большинство эмитентов в качестве целей эмиссии акций заявляли привлечение ресурсов для долгосрочных инвестиций. Основными эмитентами явились частные и приватизируемые предприятия, банки, а также инвестиционные и финансовые компании. Ряд компаний осуществлял повторные эмиссии ценных бумаг. Тем самым ценные бумаги превратились в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств не только институциональных инвесторов, но и населения.

Одновременно произошли изменения в инфраструктуре фондового рынка, обслуживающего вторичное движение ценных бумаг. Число фондовых бирж сократилось с 98 в 1992 году до 72 к концу 1993 года, что означает концентрацию биржевой торговли ценными бумагами. Одновременно развиваются внебиржевые инвестиционные структуры фондового рынка: брокерские, консультационные фирмы и инвестиционные компании. В то же время в России наблюдается быстрое развитие страховых компаний, в том числе негосударственных. Последние обслуживали в 1993 г. уже около 3/4 всех страховых платежей.

Таким образом, в переходной экономике интенсивно формируется рынок капиталов как источника инвестиционных ресурсов. Параллельно государственным развиваются частные компании, вслед за банковскими вырастают небанковские инвестиционные финансовые структуры. Этот процесс означает, с одной стороны, увеличение рисков при увеличении прибыльности финансовых вложений. С другой стороны, увеличивается возможность выбора направлений инвестирования финансовых ресурсов, в том числе средств мелких индивидуальных вкладчиков (населения). Тем самым постепенно формируется инфраструктура рынка во всем многообразии ее институтов.



Https://istoknews.com

Читай самые интересные новости СНГ на новом вебсайте новостей https://istoknews.com.

istoknews.com