Становление конкуренции в переходной экономике


Отношение состязательности между экономическими субъектами характеры для любой хозяйственной системы. Они являются неизбежным следствием ограниченности экономических ресурсов. Поскольку эти ресурсы в любом обществе ограничены или редки, хозяйствующие субъекты вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими. Однако формы такой борьбы специфичны для различных экономических систем.

Отношение состязательности в плановой экономике характеризуются двумя основными особенностями. Во-первых, поскольку главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь государство, оно становится непосредственным участником состязания за них. Предприятия состязаются друг с другом через взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально-техническим снабжением предприятия борются за прикрепление к надежным поставщикам сырья, за высокие фонды и лимиты на поставку сырья, материалов и оборудования. В органах ценообразования они ведут борьбу за повышение цен на свою продукцию и снижение цен на потребляемые ими средства производства.

В плановых органах идет борьба за снижение директивных плановых и нормативов отчислений от прибыли в бюджет, за предоставление безвозмездных дотаций. Государственная кредитно-банковская система является ареной борьбы за льготные кредиты.

Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики является тотальный дефицит товаров и услуг, состязательность в сфере товарного обращения выступает здесь в форме соперничества между покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за покупателя, а покупатели борются друг с другом за обладание товарами. Формы этой борьбы многообразны, начиная с традиционного стояния в очередях и кончая противозаконными «подношениями», с целью добиться расположения производителя (или продавца) товаров.

Для рыночного хозяйства характерен принципиально иной тип состязательности — конкуренция. Ареной состязания является здесь рынок. Соперничество между предприятиями в производстве, в сфере научно-технических разработок, в сфере послепродажного обслуживания клиентов и т.п. имеет целью получение преимуществ на рынке.

Государство также может принимать непосредственное участие в рыночной конкуренции, но не через органы хозяйственного управления, а как субъект рынка, в качестве покупателя или продавца товаров и услуг. В рыночной взаимосвязи покупатели- продавцы доминируют первые. Конкуренция выступает как борьба производителей (продавцов) за потребителя (покупателя) товаров и услуг.

Главная движущая сила рыночной экономики — конкуренция товаропроизводителей. Поэтому важнейшим условием перехода к рынку является изменение типа состязательности, переход от связательных отношений, свойственных плановой системе, к отношениям рыночной конкуренции.

Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение конъюнктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов, то есть, когда они свободны в определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, в выборе поставщиков и покупателей своих товаров, в определении цен.

Важнейшим условием становления конкуренции при переходе к рынку является поэтому отмена характерной для плановой экономики системы административных предписаний предприятиям относительно цен, производственной программы, взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции.

В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг.

Предприятия вступают в конкурентную борьбу в конечном счете ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли.

Для командной экономики характерна система индивидуальных нормативов отчислений от прибыли предприятий в госбюджет. Чем выше получаемая прибыль, тем, как правило, выше нормативы отчислений. Это подавляет заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и, следовательно, препятствует становлению рыночной конкуренции. Поэтому важнейшим условием развития конкуренции при переходе к рынку является налоговая реформа, заменяющая систему нормативов единым налогом на прибыль.

В «Законе о налоге на прибыль предприятий», действующем в России с января 1992 года, предусмотрена единая базовая ставка налога в размере 32% от прибыли предприятий. Единая ставка налогообложения прибыли ставит размеры дохода, остающиеся в распоряжении предприятий, в прямую зависимость от величины валовой прибыли. Тем самым создается реальная заинтересованность предприятий в ведении конкурентной борьбы ради увеличения прибыли.

Развитие конкуренции при переходе к рынку во многом зависит от степени жесткости бюджетных ограничений предприятий. В общем виде бюджетное ограничение состоит в том, что денежные расходы предприятия ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами. Жесткие бюджетные ограничения имеют место тогда, когда предприятия могут выйти в своих расходах за рамки бюджета, только привлекая заемные средства по рыночной ставке процента. Если же предприятия имеют возможность увеличивать расходы сверх своего бюджета за счет дотаций, льготных кредитов, списания долгов и т.д., говорят о мягких бюджетных ограничениях.

При мягких бюджетных ограничениях финансовое состояние предприятий в меньшей мере зависит от того, насколько успешно они ведут конкурентную борьбу. Поэтому мягкие бюджетные ограничения ослабляют рыночную конкуренцию. И наоборот, ужесточение бюджетных ограничений, сокращение масштабов бюджетного финансирования и льготного кредитования предприятий способствует развитию конкуренции, поскольку ставит благополучие и само существование предприятий в непосредственную зависимость от эффективности их участия в конкурентной борьбе за прибыль.

Процесс развития конкуренции в переходной экономике зависит от темпов преобразования отношений собственности. Прибыль не является непосредственной целью экономической деятельности государства. Поэтому и интерес государственных предприятий к увеличению прибыли объективно ослаблен. Кроме того, практика показывает, что бюджетные ограничения для государственных предприятий являются намного более мягкими, чем для негосударственных фирм.

Банкротство государственного предприятия — явление исключительно редкое. Как правило, государство длительное, время поддерживает принадлежащие ему убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования. В силу названных причин преобладание государственной собственности на средства производства на первых этапах перехода к рынку- сдерживает, развитие конкуренции. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.

Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Речь идет о так называемой недобросовестной конкуренции, которая должна быть законодательно запрещена. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков, фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.

Строгий контроль за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию не только ограждает экономику от ее разрушительного воздействия, но одновременно заставляет предприятия концентрировать внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют развитию производства, лучшему удовлетворению общественных потребностей.